Грузовик "Прогресс" успешно пристыковался к МКС - РИА Новости, 07.06.2008

Грузовик "Прогресс" успешно пристыковался к МКС

В четверг после стыковки транспортного корабля "Прогресс М-58" и МКС космический грузовик не удалось плотно притянуть к Международной космической станцией.

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ (Королев, Московская область), 26 окт - РИА Новости. Нештатная ситуация на МКС устранена, внеплановый выход экипажа в открытый космос не потребуется.

В четверг после стыковки транспортного корабля "Прогресс М-58" и МКС космический грузовик не удалось плотно притянуть к Международной космической станции. Предполагалось, что зазор образовался из-за несложившейся антенны системы сближения и стыковки "Курс", установленной на "Прогрессе".

Специалисты ЦУП рассматривали три варианта выхода из нештатной ситуации. Первый - попробовать стянуть корабль и станцию, чтобы обеспечить более плотный захват и невелировать зазор между ними. "Но есть опасность, что зажатая в стыке антенна системы "Курс" может повредить стыки", - пояснил РИА Новости эксперт подмосковного ЦУПа, принимающий участие в разборе нештатной ситуации.

Второй вариант - отвести корабль от станции и вновь притянуть ее, и третий вариант - выход экипажа МКС в открытый космос.

Специалисты решили отвести "Прогресс" от МКС на причальной штанге длиной 40 сантиметров. "Грузовой корабль не был отстыкован, он был отведен от станции на причальной штанге, с которой он был соединен во время стыковки. После этого было принято решение провести попытку повторного стягивания "Прогресса" с МКС", - сообщил РИА Новости источник в ЦУПе.

Операция завершилась успешно, сообщил глава Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Севастьянов.

"Внепланового выхода данная ситуация не потребует, но во время плановых работ за бортом МКС экипаж обязательно осмотрит стыковочный узел и сфотографирует его", - сказал Севастьянов.

Он отметил также, что никаких претензий к экипажу МКС в связи с нештатной ситуацией на станции нет. "Экипаж работал штатно, все было сделано грамотно, спокойно и без суеты. Они понимали нас с полуслова", - сказал Севастьянов.

В состав 14-го экипажа МКС входят российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопес-Алегрия, а также первый европейский астронавт Томас Райтер.

Михаил Тюрин подтвердил с борта МКС, что стягивание "Прогресса" с МКС прошло успешно и станционные крюки защелкнулись, сказал руководитель РКК "Энергия".

"Стягивание прошло успешно, станционные крюки защелкнулись, Михаил Тюрин это подтвердил", - сказал Севастьянов.

Вместе с тем он сообщил, что антенна, по предварительным данным, в зазор между кораблем и МКС не попала. "Именно поэтому удалось осуществить повторное стягивание", - сказал глава РКК "Энергия", отвечая на вопрос РИА Новости.

"Приостановили стягивание потому, что какое-то время не получали телеметрическую информацию. А при открытой антенне системы "Курс" стягивание проводить было нежелательно", - отметил Севастьянов.

Вместе с тем, по его словам, окончательные выводы о том, повреждена или нет антенна, а также стыковочные механизмы "Прогресса" и причального порта модуля "Звезда", делать пока рано.

"Потребуется время на выяснение всех обстоятельств случившегося. В любом случае, антенна системы "Курс" используется только один раз, и свою задачу она выполнила", - сказал Севастьянов.

"Надеемся, что в ходе следующего сеанса связи мы сможем окончательно подтвердить, что стыковка состоялась, и экипаж сможет приступить к разгрузке транспортного корабля", - заключил глава ракетно-космической корпорации.

Антенна системы "Курс" представляет собой небольшое устройство, располагающееся сбоку от торцевой части стыковочного механизма корабля "Прогресс".

Как пояснили РИА Новости в ЦУПе, при подлете космического грузовика к станции эта антенна вращается при помощи "червячного механизма". За несколько метров до стыковки вращение антенны почему-то прекратилось, и после касания антенна могла попасть в стык между причальным портом модуля "Звезда" и стыковочным шлюзом корабля "Прогресс".

Таким образом, начавшееся стягивание космических объектов внезапно прекратилось, и между "Прогрессом" и модулем "Звезда" остался зазор.

Грузовой корабль "Прогресс М-58" был запущен к Международной космической станции в понедельник, а в четверг в 18.29 мск в автоматическом режиме пристыковался к МКС.

Жизни и здоровью экипажа МКС из-за проблем со стыковой космического грузовика со станцией ничего не угрожало, сообщил источник в ЦУПе.

"Герметичность грузового корабля и станции не нарушена. Максимум, что может быть повреждено, это стыки причального порта модуля "Звезда" и корабля "Прогресс", - сказал собеседник агентства.

На "Прогрессе" находятся компоненты топлива для поддержания орбиты полета МКС, вода и продукты для космонавтов 14-й экспедиции, научное оборудование, а также подборка киноновинок на DVD, книги и журналы.

Как сообщил ранее руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев, "Прогресс М-58" должен доставить на МКС оборудование для ремонта системы регенерации кислорода "Электрон". "На новом "Прогрессе" мы привезем все необходимое для ремонта вышедшей из строя системы регенерации кислорода "Электрон". Мы хотим иметь на борту МКС резервный комплект кабелей и клапанов", - сказал он.

Эта система вышла из строя после отстыковки от МКС шаттла "Атлантис" 17 сентября 2006 года. При повторном включении системы. Экипаж почувствовал неприятный запах и сразу же отключил "Электрон".