МОСКВА/ДЖАКАРТА, 11 мая - РИА Новости. Индонезийские спасатели в пятницу начали эвакуировать с места крушения российского лайнера Sukhoi SuperJet-100 тела погибших, для участия в поисковой операции летят специалисты МЧС России. Поскольку лайнер разбился в труднодоступной местности в горах, поисково-спасательная операция, сбор и транспортировка обломков самолета может занять много времени.
Пока же глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян, ранее долгие годы возглавлявший ОКБ "Сухого", считает преждевременным и некорректным делать какие-либо выводы о причинах трагедии.
SSJ-100 стал первой российской разработкой в сфере гражданской авиации за последние 20 лет. Он впервые совершал зарубежное турне - по шести странам Азии, а трагедия произошла 9 мая во время демонстрационного полета. На борту были 45 человек: восемь россиян (сотрудники корпорации "Гражданские самолеты Сухого" - разработчика судна), представители иностранных авиакомпаний - возможных покупателей самолета, а также журналисты.
Лайнер врезался в гору Салак в нескольких десятках километров от Джакарты. Незадолго до того, как с самолетом была потеряна связь, SSJ-100 запросил разрешение на снижение с высоты 10 тысяч футов (около 3 километров) до 6 тысяч (около 1,8 километра). Разрешение он получил и стал поворачивать направо и снижаться. По данным местных СМИ, полет проходил в условиях низкой облачности, а врезался самолета в склон горы на высоте 1,5 тысячи метров.
Спасатели вывозят тела
При облете места катастрофы на вертолете в пятницу были обнаружены обломки хвоста лайнера, рядом с ним виднелись более мелкие обломки фюзеляжа. Ранее крупных фрагментов на склоне горы не было видно - поскольку самолет врезался почти в вертикальный склон горы, видимо, они сползли в глубокую лощину у подножия.
Из-за плохих погодных условий и сложного рельефа местности путь к месту крушения занял у индонезийских спасателей больше суток. Первыми на место трагедии высадились бойцы МЧС Индонезии, десантировавшись по веревкам с вертолета. Что касается наземных групп спасателей, то им предстоит подготовить посадочную площадку для приема вертолетов на месте падения самолета.
С места крушения самолета были вывезены тела 12 погибших, их доставили в главный координационный центр поисково-спасательных работ, находящийся в деревне Пасир-Мангис провинции Западная Ява, недалеко от города Богор.
На помощь в поисково-спасательной операции на месте крушения лайнера вылетели специалисты МЧС России. Первый транспортный самолет Ил-76 МЧС России вместе со спасателями везет и оборудование, в частности, вертолет Бо-105, который уже через полчаса после прибытия будет готов к вылету в зону ЧП.
СМИ обсуждают различные версии происшествия
Газета "Известия" в пятницу со ссылкой на результаты проведенного в Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском эксперимента, включавшего моделирование полета на тренажере, сообщила, что после данных испытаний специалисты сошлись во мнении, что катастрофа лайнера произошла из-за ошибки пилотов. В СМИ появились и предположения, что не сработала система предупреждения столкновения с землей, поскольку она была выключена.
В то же время, российские эксперты в области авиации считают, что любые эксперименты с использованием авиационных тренажеров не могут дать адекватной картины происшествия, а испытания с реальным самолетом возможны только после обнаружения и расшифровки "черных ящиков".
По мнению специалистов, любые выводы о причинах крушения SSJ делать преждевременно, так как никто не знает, что произошло на борту и как работали системы самолета.
Пока ясно одно - что впервые не сработал аварийный маяк международной космической системы поиска аварийных судов КОСПАС-SARSAT разбившегося самолета. Маяк не отвечал ни на одной частоте, в том числе и на аварийной, при том, что сработать он должен был в любом ситуации, и ранее не было такого случая, что аварийный маяк этой системы не сработал.
Руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян, прилетевший в пятницу в Джакарту, сообщил, что никаких технических проблем у самолета Sukhoi SuperJet-100 до момента катастрофы не было. Глава ОАК отметил, что выводы о крушении делать пока преждевременно и нужен тщательный анализ всех факторов. Погосян считает некорректным говорить о вине экипажа до расшифровки "черных ящиков". Пилотировал самолет лучший летчик-испытатель ГСС - Александр Яблонцев, он прошел весь путь от создания самолета до его сертификации, сказал Погосян.
Яблонцев поднимал в воздух первый Sukhoi SuperJet-100. С 2000 года он был старшим летчиком-испытателем ЗАО "Гражданские Самолеты Сухого", имел налет свыше девяти тысяч часов, а за летную карьеру освоил более 80 типов воздушных судов. До перехода в гражданскую авиацию Яблонцев был военным летчиком, в апреле 1992 года был назначен на должность космонавта-испытателя - старшего летчика-испытателя группы космонавтов Научно-испытательного управления 1338 испытательного центра ГКНИИ ВВС имени Чкалова.
Итогов расследования ждут и потенциальные покупатели самолетов SSJ-100, чтобы принимать решение о закупках этого ближнемагистрального лайнера. В частности, авиакомпания "Якутия" намерена принимать решение о поставках двух самолетов компании "Гражданские самолеты Сухого" по итогам расследования.
По словам Погосяна, Россия, заключившая с Индонезией контракты на поставку SSJ-100, рассчитывает продолжить валидацию сертификата для них в этой стране.
В то же время, катастрофа не отразится на планах Индонезии получить шесть российских истребителей Су-30МК2 стоимостью почти 500 миллионов долларов по контракту с "Рособоронэкспортом", подписанному в конце 2011 года. Об этом в пятницу написала газета Jakarta Post со ссылкой на главу комиссии индонезийского парламента по вопросам обороны и иностранным делам Махфуза Сиддика.