МОСКВА, 10 авг - РИА Новости. Успешная посадка на Марс и начало работы ровера Curiosity, уже отправившего на Землю фотографии ландшафта красной планеты, стала главной научной новостью недели.
Кроме этого, ученые выяснили, откуда берутся звезды-"супертяжеловесы", оценили разнообразие рациона австралопитеков и "засмотрелись" на талии толстушек глазами нервных мужчин.
Первые снимки от Curiosity
Свою марсианскую "карьеру" начал самый большой и сложный в истории ровер Curiosity ("Любопытство"). В понедельник утром он совершил успешную посадку в районе марсианского кратера Гейла после восьмимесячного путешествия с Земли. Теперь в течение месяца он будет постепенно "разминать мышцы" - проверять бортовую аппаратуру и научные приборы, готовясь начать свою исследовательскую миссию, которая призвана дать ответ на вопрос о том, существовала ли когда-нибудь жизнь на Марсе, и сможет ли эта планета поддерживать жизнь в будущем.
Схема посадки марсохода НАСА Curiosity >>
Марсоход сразу после посадки передал первые снимки - черно-белые фотографии низкого разрешения, сделанные камерами Hazcam, предназначенными для того, чтобы ровер мог видеть препятствия на своем пути. Затем отправил "фильм" о своей посадке - почти 300 фотографий. В четверг Curiosity передал на Землю и первую цветную панораму окружающей местности.
В субботу планируется замена программного обеспечения - "посадочная" версия софта будет заменена на "марсианскую", оптимизированную для работы на поверхности планеты.
Через две недели марсоход попытается сделать первую короткую поездку, а в настоящее путешествие ровер отправится в сентябре.
Российский нейтронный детектор ДАН, установленный на борту Curiosity, в четверг был впервые включен и успешно прошел проверку - прибор функционирует нормально, сообщил РИА Новости научный сотрудник Института космических исследований РАН (ИКИ) Максим Литвак.
"Его включили, проверили - все работает. Нейтроны он видит. Включение было короткое, буквально на несколько минут, но он не будет постоянно включен, прибор будет включаться в соответствии с планом работы", - сказал Литвак, который находится в Лаборатории реактивного движения НАСА в Калифорнии.
ДАН представляет собой нейтронный "щуп" - генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит воды, а также гидратированных минералов. Зоны с большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для поиска следов жизни.
Откуда берутся звезды-"тяжеловесы"
Гигантские звезды весом в сотни солнечных масс в туманности Тарантула в Большом Магеллановом Облаке возникли в результате слияния нескольких светил относительно скромных размеров, что объясняет отсутствие подобных звезд в других регионах обозримой Вселенной, выяснили астрономы из Института астрономии имени Аргеландера в Бонне (Германия).
Внутри туманности Тарантула находится уникальный регион R136, где "проживают" самые горячие и большие звезды, известные человечеству. Ученые пытались прояснить историю происхождения этого скопления, промоделировав процесс его формирования.
Авторы статьи изучили свойства и текущее положение звезд в туманности Тарантула и в скоплении R136 и использовали полученные данные для создания компьютерной модели, имитировавшей рождение скопления из 170 тысяч звезд. Все звезды в этих виртуальных "звездных яслях" были относительно небольших размеров - их вес не превышал 150 солнечных масс, что до 2010 года считалось классическим пределом массы светила.
После завершения расчетов ученым стало ясно, что звезды-супертяжеловесы не являются загадкой.
"Представьте себе две относительно больших звезды, вращающихся вокруг друг друга. Одна из них вырывается из гравитационных "объятий" другого светила в результате взаимодействия с соседними звездами. Если их начальные орбиты были достаточно вытянутыми, то в этот момент светила столкнутся друг с другом и образуют одну большую звезду-сверхтяжеловес", - пояснил руководитель работы Самбаран Банерджи (Sambaran Banerjee).
Богатое меню австралопитеков
Рацион австралопитеков седиба был гораздо разнообразнее, чем у их потомков - парантропов-"вегатрианцев" и протолюдей-"мясоедов", определили с помощью изотопного анализа специалисты университета Витватерсранд в Йоханнесбурге (ЮАР).
Ученые сопоставили изотопный состав зубной эмали австралопитеков (Australopithecus africanus), парантропов (Paranthropus robustus) и ранних представителей рода Homo. Соотношение изотопов стронция-86 и стронция-87 позволяет понять, где обитал тот или иной примат, а пропорции бария, кальция и стронция указывают на мясной или растительный характер его диеты.
Как и ожидали ученые, соотношение изотопов стронция было примерно одинаковым для всех трех групп приматов - это означает, что их ареалы обитания примерно совпадали. Тем не менее, диета гоминид сильно отличалась.
Так, парантропы и ранние Homo занимали достаточно узкие пищевые ниши - пропорции элементов в их зубах совпадали с аналогичными значениями для травоядных животных, питающихся листьями или фруктами, и хищников. С другой стороны, доли кальция, стронция и бария в зубах австралопитеков указывают на смешанную диету. Как полагают ученые, австралопитеки могли питаться как листьями и фруктами, так и животной пищей.
Мужские нервы "утолщают" женскую талию
Образ идеальной женщины претерпевает значительные изменения в сознании мужчин, испытывающих стресс: вместо худеньких топ-моделей они начинают засматриваться на женщин с нормальным телосложением или даже с некоторым излишком веса, выяснили сотрудники Университета Вестминстера в Лондоне.
Как менялись стандарты женской красоты со времен Мэрилин Монро >>
Исследователи сравнивали, как мужчины в стрессе и в спокойном состоянии реагируют на изображения женщин разных комплекций: от имеющих дефицит веса до страдающих ожирением. Выяснилось, что мужчины в состоянии стресса давали более высокие оценки женщинам с нормальным или излишним весом. Кроме того диапазон привлекательности женского тела для них стал шире, чем для их "коллег", не испытывающих стресса.
По мнению авторов, такие результаты свидетельствуют о том, что люди в условиях давления окружающей среды, в частности, в состоянии стресса идеализируют более выраженные морфологические черты, говорящие о способности к выживанию.