Саблезубая белка, древние путешественники и прожорливая черная дыра - РИА Новости, 03.11.2011

Саблезубая белка, древние путешественники и прожорливая черная дыра

© Фото : Jorge Gonzalez / Guillermo RougierСаблезубая белка (Cronopio dentiacutus), которая охотилась в лесах Южной Америки примерно 100 миллионов лет назад

МОСКВА, 3 ноя - РИА Новости. Ученые нашли в Южной Америке настоящую саблезубую белку, сняли с древних людей часть вины за гибель мамонтов и выяснили, что черная дыра в центре нашей Галактики "поедает" минимум один астероид в день - эти и другие события стали самыми интересными в мире науки на этой неделе.

Саблезубая белка в жизни

Американские и аргентинские палеонтологи обнаружили в Южной Америке окаменелые останки млекопитающего, похожего на саблезубую белку из серии анимационных фильмов "Ледниковый период". Гильермо Роже из университета города Луисвилль (США) и его коллеги отмечают, что южноамериканская саблезубая белка (Cronopio dentiacutus), в отличие от героини мультфильма, обитала не в ледниковую эпоху, а в комфортных условиях тропического леса примерно 94 миллиона лет назад.

Роже и его коллеги обнаружили череп и челюсти этого животного в формации Канделерос на территории Патагонии - природно-исторической области на юге Аргентины. Челюсти саблезубой белки содержат несколько однокоренных моляров и двукоренных премоляров, что не было характерно для всех известных млекопитающих юрского и мелового периодов.

Клыки Cronopio dentiacutus в несколько раз длиннее, чем все остальные зубы этого животного и по оценкам ученых, держат марку первенства среди всех клыков ранних млекопитающих. Череп этого существа сильно вытянут и несколько сплюснут с боков, и его устройство одновременно свидетельствует о примитивности саблезубой белки и говорит о высокой пищевой специализации. Челюсти белки были относительно слабыми, но хорошо раскрывались при укусе, что позволяло животному использовать его клыки-"сабли" в полную силу.

Первые европейцы любили путешествовать

Мужская половина племен людей, проживавших на территории Западной Европы в начале неолита - позднего каменного века - любила путешествовать, на что указывает генетическое родство между жителями древних Франции, Испании, Германии и других уголков этой части света, сообщили европейские археологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Переход к оседлому образу жизни на рубеже мезолита - среднего каменного века - и неолита позволил древним людям отказаться от собирательства и охоты и освободил много времени, в том числе и для миграций и путешествий. Ученые предполагают, что это событие послужило причиной демографического "взрыва" 5-4 тысячелетия до нашей эры и так называемой "неолитовой революции" - резкого скачка в уровне культурного и технического развития.

Группа ученых под руководством Марии Лакан (Marie Lacan) из Национального центра научных исследований в Тулузе (Франция) восстановила "маршруты" древних путешественников, проанализировав "обрывки" мужской Y-хромосомы и другие фрагменты ДНК доисторических европейцев.

Мамонтов добили охотники и климат

Климатические изменения и появление человека на территории Сибири, Канады и стран Европы в равной степени повлияли на исчезновение мамонтов, бизонов и других гигантских травоядных млекопитающих ледникового периода, выяснили палеонтологи под руководством Эске Виллерслева из Копенгагенского университета.

Виллерслев и его коллеги со всех континентов земного шара проанализировали сокращение популяций шести видов травоядных представителей мегафауны - мамонтов, дикой лошади, шерстистых носорогов, овцебыков, бизонов и северных оленей.

Палеонтологи составили базу данных по каждому виду мегафауны, которая включала в себя несколько сотен образцов митохондриальной ДНК этих животых и около 1,5 тысячи окаменелостей с точно вычисленным возрастом и известным местом залегания. На основе этих данных ученые подготовили серию карт ареалов обитания этих животных в разные периоды времени, учитывающих внутривидовое разнообразие.

Палеонтологи сопоставили сокращение или расширение ареалов обитания на этих картах с изменениями климата и с зоной расселения людей на севере Евразии и Северной Америки. Как и ожидалось, генетическое разнообразие видов расширялось при увеличении ареала и сокращалось при его уменьшении для большинства видов мегафауны, кроме мамонтов и шерстистых носорогов. Это свидетельствует о том, что климат играл крайне важную роль в жизни мегафауны в течение последних 50 тысяч лет.

Астероид на завтрак

Астроном Сергей Наякшин из Лейчестерского университета и его коллеги смогли выяснить "меню" серхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики. Такие сверхмассивные черные дыры должны захватывать в свои смертельные объятия примерно по одной звезде каждые 100 тысяч лет. "Обед" черной дыры будет сопровождаться мощными вспышками гамма-излучения в течение нескольких месяцев.

Недавно астрономы зафиксировали так называемое "урчание" - ежедневные и относительно короткие вспышки гамма-излучения, исходящие от черной дыры Sgr A* в центре нашей Галактики.

Группа Наякшина предположила, что черная дыра "урчит" каждый раз, когда уничтожает останки астероидов и других каменистых тел, приблизившихся к ней. Они просчитали минимальные размеры астероидов и их количество, которые могут объяснить регулярное "урчание" космического монстра.

По их расчетам, типичные вспышки потребуют астероидов с массой около 900 миллиардов тонн, что соответствует шару с радиусом в 6 километров. Наиболее мощные всплески гамма-излучения, зафиксированные другими учеными, потребовали бы астероидов с диаметром в 30-45 километров.

Первая китайская стыковка

Китайская космическая отрасль в ускоренном режиме идет по пути, ранее пройденному другими космическими державами. Китайский беспилотный космический корабль "Шэньчжоу-8" провел в ночь на четверг первую в истории КНР автоматическую орбитальную стыковку с запущенным 29 сентября орбитальным модулем "Тяньгун-1".

Стыковка было произведена на высоте 343 километра от поверхности Земли. Китай стал третьей после России и США страной, осуществившей автоматическую орбитальную стыковку двух космических аппаратов.