СУРАКАРТА (Центральная Ява, Индонезия), 15 ноя - РИА Новости, Михаил Цыганов. Рассказ о праздновании 250-летия княжеского дома Мангкунегаран в индонезийском городе Суракарта, который сейчас чаще называют просто Соло, придется начать издалека...
Вот уже более двух с половиной веков на северной площади алун-алун перед кратоном (дворцом) сусухунана Суракарты высятся два священных варингина. Эти вырастающие на экваторе до гигантских размеров деревья также называют баньянами; в Библии они зовутся смоковницами; в районе Средиземноморья - фиговыми деревьями. А на самом деле - они родственники знакомых всем нам по комнатным горшкам фикусов.
Каждое из этих деревьев имеет собственное имя (то, что восточнее - Кьяи Джаядуру; то, что западнее - Кьяи Девадуру), и в старину проходить между ними разрешалось только самому правителю. Сейчас древний запрет уступил место новому поверью: как рассказывают жители Соло, пройти между двумя деревьями с закрытыми глазами не удается почти никому: либо вправо отклонишься, либо влево... Но уж если случится чудо, и ты пройдешь между двух варингинов, значит, жди в гости большую удачу!
Сама Суракарта была основана в 1745 году, когда сусухунан одного из величайших государств в истории Индонезии - могущественного, хотя и не просуществовавшего долго Матарама - Пакубувоно II перенес в стоявшую на этом месте крошечную деревушку Соло столицу из лежащей километрах в десяти к западу и разграбленной за три года до этого во время смуты Картасуры.
Как водится, переезд был эквивалентен трем ремонтам или девяти пожарам. Помимо чад и домочадцев сусухунана, всего двора, прислуги и армии, в дорогу пришлось пуститься и двум деревьям. Хотя они, конечно, и были тогда гораздо меньше, на расходах правителя это не сказалось: ведь специально на время переезда стволы варингинов обернули в шелк.
Согласно легенде, сусухунану посоветовал пойти на столь радикальную меру голос богини Южных морей Рату Кидул (о ней - чуть позже), пообещав, что на новом месте вырастет великий и процветающий город. Болота вокруг деревни Соло, с которыми люди никак не могли справиться самостоятельно, помогла осушить та же богиня.
Обещания богини исполнились - сейчас Суракарта является одним из крупнейших городов на Яве. Но произошло это не сразу: не прошло и десятилетия с момента переезда, как Матарам стал разваливаться...
Сначала (не без помощи голландских колонизаторов, обожавших принцип "Разделяй и властвуй") откололась лежащая в 60 километрах к юго-западу Джокьякарта, где на престол в 1755 под именем султана Хаменгкубувоно I воссел брат сусухунана принц Мангкубуми. Затем наступила очередь самого Соло.
Как видно из даты, произошло это 250 лет назад и на торжества под девизом "Лишь раз в жизни!", конечно же, было приглашено и РИА Новости.
Мятежный принц и амазонки
Согласно официальной истории Дома Мангкунегаран, вмешательство голландцев в дела кратона (дворца сусухунана) и слабохарактерность постоянно уступавшего им правителя давно вызывали возмущение гордого племянника Пакубувоно II радена (принца) Мас Саида. И, воспользовавшись смутным временем, молодой (ему не было и 20 лет!) принц начал партизанскую войну как против голландцев, так и с войсками Пакубувоно II и Хаменгкубувоно I.
Именно изображению этой партизанской войны и был посвящена первая часть театрализованного представления в честь юбилея.
Судя по тому, что Мас Саид оказался способным вести партизанскую войну сразу против троих противников, каждый из которых был сильнее его войск, на протяжении 16 лет, в ходе которых он принял личное участие примерно в 250 боях, личностью он и в самом деле был незаурядной. О его огромной популярности говорит и прозвище, которое ему дали яванцы: "пангеран Самберньява" ("Принц - похититель душ").
Таланты Мас Саида признавали и голландцы, особо указывая на введенное принцем новшество: образование войска "амазонок": женщины в его армии не только проходили военную подготовку и получили оружие, но и сражались наравне с мужчинами - зачастую с коней.
Голландский вице-губернатор Явы барон ван Хохендорф писал: "Этот принц с отрочества привык к войнам и трудностям, и потому он не захотел объединиться с Нидерландами".
Наконец, 12 марта 1757 года война завершилась подписанием в центральнояванском городе Салатига соглашения, согласно которому мятежному принцу выкроили надел в самой Суракарте, и он стал первым князем Мангкунегара (официальный титул: Кандженг Густи Пангеран Адипати Арьо Шри Мангкунегара I - Его Величество Великий Принц и Командир Мангкунегара Первый).
Отошедшие ему четыре тысячи домов, выкроенных из владений сусухунана, и образовали наследственное владение Дома Мангкунегаран.
А чтобы восстановить церемонию коронации во всех деталях, нынешний глава Дома - Мангкунегоро IX - не поскупился даже на то, чтобы в ней приняли участие два "боевых" слона...
Продолжение следует.