Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 19 марта - РИА Новости, 18.03.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 19 марта

Читать ria.ru в
19 марта православные верующие чтут память великомученика Феодора Тирона и празднуют обретение Честного Креста Господня равноапостольной Еленой, а католики отмечают День святого Иосифа Обручнмка.

Великомученик Феодор Тирон

Согласно житию, Феодор был воином мармаритского полка в городе Амасии (Малая Азия) и принял мученическую смерть во время Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане и его соправителе Галерии.

Христианские историки Лактанций и Евсевий Кесарийский утверждают, что именно Галерий был зачинщиком кампании жестких репрессий и вдохновителем четвертого, изданного в 304 году, указа, обязывавшего всех христиан под страхом смертной казни приносить жертвы римским богам.

По преданию, Феодору Тирону было дано на размышление несколько дней, во время которых он усиленно молился, а когда его привели на суд к градоначальнику Публию, исповедовал себя христианином. Его отправили в тюрьму, пытали — в том числе, голодом — и, не добившись отречения, сожгли живьем на костре. Останки мученика похоронила в своем доме в городе Евхаитах христианка Евсевия, а позднее мощи святого были перенесены в Константинополь, откуда впоследствии их увезли в Венецию, и именно Феодор Тирон считался покровителем этого города, пока туда не перенесли мощи апостола Марка.

Однако в православном каноне празднование дня памяти этого святого связано с легендарным событием, произошедшем, по преданию, полвека спустя после его мученической кончины, во времена правления императора Юлиана Отступника. По его приказу все продукты, продававшиеся на рынках Константинополя, стали окроплять жертвенной кровью, тем самым практически лишая христиан пропитания — решение вполне в духе этого экзальтированного императора-декадента, испытывавшего болезненное любопытство к оккультизму.

Стремясь вернуть империю к язычеству, он не находил общего языка ни с языческими жрецами, ни с простыми людьми, которым его оккультные опыты казались опасным колдовством. Поэтому Юлиану хватило здравого смысла, пользуясь властью, не прибегать к прямому насилию над христианами, которых к тому времени среди горожан Азии и Сирии, Египта и Африки, Балкан и Италии было большинство. Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и исповедничество и умножение числа христиан.

Ученик блаженного Августина Павел Орозий писал: "Преследуя христианскую религию скорее хитростью, нежели открытым насилием, он старался побуждать людей больше наградами к тому, чтобы те отвергли Христа и приняли культ идолов, нежели принуждать пытками".

Он увольнял христиан из армии и с государственной службы, лишил христианских клириков привилегий, дарованных им Константином, велел возвратить язычниками отобранные у них храмы, вернул из ссылки осужденных христианами еритиков, чтобы расколоть церковь изнутри. Юлиан не запрещал христианам исповедовать свою религию и не подвергал их репрессиям за саму веру, но убийства христиан языческой чернью оставлял безнаказанными.

Так что поставить константинопольских христиан перед выбором — умереть с голоду или фактически принять участие в языческом жертвоприношении — вполне в его характере.

Но, по преданию, когда этот приказ был отдан, Константинопольскому архиепископу Евдоксию во сне явился святой Феодор Тирон и, предупредив его о замысле императора, велел употреблять в пищу коливо (кутью) — разваренные зерна пшеницы (символ Воскресения), подслащенные медом (символ вечного блаженства) — благо какие-то запасы зерна были тогда в каждом доме.

В память об этом впоследствии было установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста с освящением колива и раздачей его верующим. Первое описание этого праздника оставил Константинопольский патриарх Нектарий, возглавлявшим эту кафедру в 381-397 годах: именно он тогда именовался Торжеством Православия — как победа христиан над коварством язычников.

В IX веке в первое великопостное воскресение стали отмечать победу православия над иконоборчеством, а память мученика Феодора Тирона была перенесена на субботу, однако смысл этого первого великопостного праздника остался прежним — торжество православия.

Обретение Честного Креста Господня равноапостольной Еленой

Подлинность места страданий Спасителя и самого Гроба Господня не первый век волнует умы. После восстания Бар Кохбы (132-135 гг.) Иерусалим был полностью перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня при императоре Адриане был построен огромный храм Афродиты, а находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу.
Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за расколовшей ее трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Однако через 300 лет, при императоре Константине Великом, христианские святыни были вновь обретены и открыты для поклонения: для этого Константин направил в Иерусалим специальную экспедицию. По одной из версий это решение он принял под влиянием Евсевия Кесарийского, родоначальника истории церкви.

Возглавила экспедицию мать Константина императрица Елена. И хотя она к тому времени была уже в преклонных годах, за исполнение поручения императрица взялась с воодушевлением. Расспрашивая старожилов и потомков некогда изгнанных из Иерусалима евреев, исследователям удалось выяснить, где находились многие описанные в Евангелиях места, в том числе Голгофа.

На месте выломанных камней образовывались пустоты, которые использовались или для сбора дождевой воды, или в качестве мусорных контейнеров. Правда, мусор там был в том числе и довольно специфический — кресты после распятия: дерево, ставшее орудием казни, считалось нечистым, и кресты просто-напросто выбрасывали. В окрестностях Голгофы скопилось множество крестов, среди которых, как справедливо полагала Елена, должен был быть и Крест Христов.

Экспедиция нашла рядом с Голгофой три креста, табличку с надписью вины: "Иисус Христос, царь иудейский" и четыре гвоздя. Табличка была точь-в-точь такой, как ее описал евангелист Иоанн. Но как понять, к какому из крестов она была прибита?

По преданию, чтобы это узнать, Иерусалимский патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, и от Креста Господня мертвец ожил. Поклониться Животворящему Кресту потянулись толпы паломников. Но увидеть лежащий на земле Крест толпе людей было просто невозможно, поэтому  патриарх Макарий стал поднимать ("воздвигать") его, а люди становились на колени, крестились и кланялись.

По свидетельству Сократа Схоластика, императрица Елена разделила Крест на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую повезла сыну.  Однако, по преданию, по дороге в Константинополь она оставляла частицы святыни в основанных ею монастырях. Иоанн Златоуст писал: "Многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею".

Иерусалимскую же часть Креста поместили в храм Воскресения. Но в 615 году Иерусалим захватили персы и вывезли ее как военный трофей. Только в 626 году персидский военачальник Хорям вернул Крест византийскому императору Ираклию в обмен на обещание помочь ему войсками во внутренней смуте.

По преданию, Ираклий понес Крест в Иерусалимский храм на своих плечах, но был остановлен невидимой силой и не мог сдвинуться с места. В удивлении он спросил у патриарха: "Что это?" И патриарх ответил: "Ты идешь по тому пути, по которому Иисус Христос выходил из Иерусалима, но Он выходил в терновом венце, в одеждах, обагренных Его кровью! А ты идешь в царской короне, украшенной драгоценностями". Тогда император облекся в рубище, снял обувь и босыми ногами уже беспрепятственно вошел в Иерусалимский храм, неся Крест.

Однако через десять лет, когда Иерусалим сдался арабам, святыню разделили на части и снова вывезли. Впрочем, одну из частей потом вернули в Иерусалим, где она хранилась до эпохи Крестовых походов. Ее окончательно потеряли в 1187 году в битве при Хаттине: тогда после разгрома рыцарского войска святыню, видимо, захватили мусульмане.

Константинопольская же часть Креста была похищена в 1204 году во время разграбления столицы Византии крестоносцами. Но благодаря крестам-мощевикам, которые были у многих византийских императоров, частицы Животворящего Креста оказались в самых разных странах.

На Русь эта святыня впервые попала в кресте Евфросинии Полоцкой в XII веке. Частица Животворящего Креста была помещена в "Ковчег Дионисия", который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а с XVII-го до начала XX века был одной из главных святынь Благовещенского собора Московского Кремля.

Одно время стало казаться, что частиц Животворящего Древа стало в мире как-то подозрительно много. В XVI веке реформатор Жан Кальвин в пылу полемики с католиками утверждал, что "из многочисленных частей Креста можно было бы построить корабль". Однако специальное исследование, проведенное в конце XIX века, показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма.

День святого Иосифа Обручника

Сведения об Иосифе Обручнике содержат Евангелия от Матфея и от Луки. Иосиф, хоть и происходил из рода царя Давида, жил в бедности в Назарете и был пожилым вдовцом. Из Евангелий также известно, что он был плотником и обучил этому ремеслу Иисуса.

Когда Дева Мария достигла брачного возраста и не могла более находиться при Храме, было решено поручить ее заботам достойного пожилого человека, чтобы охранить данный ею обет девства. Для этого и был избран праведный вдовец Иосиф.

В Евангелие от Матфея сказано: Пресвятая Дева Мария была обручена с Иосифом, и, "прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Мф 1. 18).

Иосиф, увидев это, хотел без публичной огласки дать ей разводное письмо, однако во сне ему явился ангел Господень и сказал: "Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их" (Мф 1: 20-21).

Дева Мария родила "Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус" (Мф 1. 25). После чего, как сказано в Евангелии от Луки, Иосиф Обручник вместе с семьей отправился в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи (Лк 2: 4-5). Там, в Вифлееме, и родился Иисус.

Евангелие от Матфея сообщает о повелении иудейского царя Ирода Великого убить всех рожденных в Вифлееме младенцев, чтобы погубить младенца Иисуса, и о бегстве Иосифа, вразумленного ангелом, с Марией и ее новорождённым сыном в Египет.

Вернувшись из Египта после смерти Ирода, Иосиф Обручник поселился в Назарете (Мф 2: 19-23).

Последнее упоминание об Иосифе в Новом Завете относится ко времени, когда Иисусу исполнилось 12 лет: Иосиф и Богородица, ежегодно совершавшие пасхальное паломничество в Иерусалим, взяли сына с собой на праздник, а возвращаясь домой, обнаружили исчезновение сына, которого "через три дня нашли… в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их…" (Лк 2: 46).

Больше никаких прямых упоминаний Иосифа Обручника в Евангелиях нет; возможно, его уже не было в живых ко времени начала общественного служения Иисуса Христа. Иосифу посвящен апокриф "История об Иосифе Плотнике", согласно которому, он умер в возрасте 111 лет. Тело его было погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились родители Пресвятой Богородицы.

Религиозное почитание святого Иосифа возникло после XIII-го и развивалось вплоть до середины XX века. В 1479 году папа римский Сикст IV ввел праздник в честь Иосифа Обручника во всей Римско-католической церкви. Папа Григорий XV в 1621 году объявил этот день литургически установленным днем памяти, папа Бенедикт XIII включил Иосифа в литанию всех Святых, папа Пий IХ ввел в 1847 году праздник святого Иосифа как патрона всей церкви (праздник Покрова святого Иосифа) — его праздновали в третье воскресение после Пасхи, а с 1914 года — в третью среду после Пасхи. С 1919 года существует Prafation (восхваление) Иосифа.

В некоторых странах День святого Иосифа является официальным общенародным праздником, в некоторых, например, в Испании и Италии, в этот день чествуют отцов. А в Бельгии святого Иосифа считают покровителем страны.

В Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована кратко, но весьма недвусмысленно: "Иосиф же, муж Ее, будучи праведен" (Мф.1:19). Он был столь праведен, что Господь открыл ему "безвестные и тайные премудрости" (Пс.50:8), сделав его служителем таинства нашего спасения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала