Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Религиозные праздники 29 февраля

29 февраля православные верующие чтут память святителя Макария, апостола Алтая.

Святитель Макарий, апостол Алтая

Когда в многодетной семье бедного сельского причетника Андрея Парвицкого родился шестой ребенок, вряд ли кто-то поверил бы, что этот хилый младенец, про которого даже родные думали, что не жилец, проживет долгую, полную титанических трудов жизнь и отойдет в мир иной на сотом десятке, почитаемый святым такими столпами Русской православной церкви, как патриарх Тихон, митрополит Петр (Полянский) и священник Алексей Мечев.

Жили впроголодь, временами переходя буквально на подножный корм — вместо хлеба жевали клевер, а самая горячая детская молитва была о тулупчике зимой. Когда сгорел дом, всей семьей ютились в церковной сторожке. А когда из родной Владимирской губернии перебрались в Сибирь и мальчику, выросшему на клиросе, пришло время учиться, путь у него был один — на казенный кошт в Тобольское духовное училище и семинарию. Мог бы — как один из лучших выпускников — пойти и в академию, но, как он сам потом вспоминал, еще на школьной скамье его занимала мысль мысль о миссионерстве: "Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров влекли сердце мое к алеутам американским. Но Промысл Божий случайным разговором со мной одного из присных моих, указал мне путь к телеутам алтайским, в Алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути, в онь же пойду".

Сразу после семинарии он отправился в Алтайскую духовную миссию и поступил на службу "учителем и миссионерским сотрудником", а заодно — псаломщиком в Улалинскую церковь. Ездил с миссионерами по деревням, вел уроки в школе, ходил по домам новообращенных — учил их молитвам, ухаживал за больными, копал огороды, чинил избы… Выучил алтайский язык, занялся переводами. Через два года принял постриг. Однажды бросился разнимать деревенских мужиков, сошедшихся стенка на стенку, и разнял-таки, хотя и самому в драке досталось.

О своих миссионерских трудах вспоминал так: "Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождём, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки".

За полвека, отданных владыкой Макарием этим трудам — сперва сотрудником, а потом и начальником Алтайской миссии — на Алтае не только приняли крещение тысячи язычников, строились миссионерские станы, храмы и монастыри, но была создана письменность народов Алтая и Горной Шории, у них появились книги на родном языке, школы, библиотеки, больницы. Миссионеры их лечили, защищали от произвола чиновников, обучали ремеслам, огородничеству, знакомили с культурой. Все первое поколение алтайской интеллигенции — учителя, врачи, писатели, художники были воспитанниками миссионерских школ, детьми алтайцев-миссионеров или бывшими сотрудниками Алтайской духовной миссии.

Школы вообще стали на Алтае "учреждениями миссионерскими, христианско-воспитательными, действующими грамотой, богослужением, чтением, духовными процессиями, словом всем, что только способно возбудить в инородцах христианскую мысль и христианское чувство".

Благодаря владыке Макарию опыт алтайских миссионеров распространился на Киргизию, Нарымский край, Минусийский округ.

Став епископом Бийским, он вынужден был вступить еще и в открытую полемику с раскольниками, за что едва не поплатился жизнью — его оппоненты подожгли архиерейский дом с библиотекой и архивом миссии и катехизаторское училище. А на Томской кафедре его несколько раз пытались убить сектанты и ссыльные революционеры, не выносившие монархических убеждений владыки.

В 1912 году владыка Макарий стал митрополитом Московским и Коломинским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, председателем Православного миссионерского общества, членом Святейшего Синода… Так начался путь на его Голгофу.

Либеральная Москва встретила его враждебно. Епископ Арсений (Жадановский) вспоминал об этом так: "Возбуждение Московского клира и паствы (далеко не всей) произошло после приезда в Москву обер-прокурора В.Н. Львова и его агитации среди паствы против своего митрополита — агитации, не согласной ни с существующими канонами, ни с гражданскими узаконениями. Церковные каноны определяют, что если епископ не будет принят (народом) не по своей воле, но по злобе народа, то он да пребывает епископ, клир же града того да будет отлучен за то, что такого непокорного народа не учили (Апост. Прав. 36; Двукр. Соб. Пр. 13; Всел. Собр. Пр. 18)".

Кончилось тем, что в марте 1917-го владыку Макария решением Синода уволили с Московской кафедры.

"И вот, как всегда случается при гонении на святых людей, выставлены были лжесвидетельства против законного представителя Московской церкви: будто он по старости лет не в состоянии уже управлять епархией… Как известно, дело духовное никогда не стареет, и маститый святитель лишь преуспевал из года в год в служении Церкви и в пастырстве, а потому и осталось навсегда вопросом, зачем же удалили с кафедры Митрополита Макария? Людей верующих это событие не могло не волновать", — пишет епископ Арсений.

Но на кафедре митрополита Макария так и не восстановили. И в Троице-Сергиевой лавре жить не разрешили. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и оттуда его попросили — местом пребывания ему определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Там и прошли последние восемь лет его жизни — в тяжких болезнях, непрестанной молитве и почти полном умиротворении, если не считать двух обысков, в ходе которых зачем-то изъяли все его дневники и переписку с духовными чадами, и нападения вооруженных бандитов, которые, ворвавшись во время службы в алтарь, под дулом револьвера стали требовать у старца денег, а не найдя искомого, сорвали у него со скуфьи крестик, дернули за бороду и удалились.

В 1919 году новые власти устроили в монастыре детский дом отдыха. Больной владыка Макарий жил в нетопленой комнате. Продовольственных карточек ни у него, ни у его келейников не было — хлеб и пшено им собирали по Москве и пешком носили духовные чада отца Алексея Мечева.

В 1920-м Синод определил его пожизненным митрополитом Алтайским. Несколько раз его навещал патриарх Тихон, а после кончины патриарха приехал к старцу просить благословения местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский), и владыка Макарий подарил ему свой белый клобук.

В том же год у старца разбил частичный паралич и из всех многообразных трудов у него остался один — главный — молитва.

В 1925-м, после окончательного закрытия монастыря, его перевезли в село Котельники близ Люберец, где он и скончался от воспаления легких в феврале 1926 года. В 1957-м его останки перезахоронили в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, а в августе 2000-го святителя Макария причислили к лику святых.

Календарь праздников
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • Название статьи не соответствует содержанию. Как всегда по этой теме ложь.
    12:19
    28.02.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.