Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец
Имя этого святого, благодаря посвященному ему всемирно известному московскому храму, знают все. Но вряд ли многие ответят на вопрос, когда он жил и чем прославился. А ведь почитание его еще при жизни было так велико, что, когда он умер, гроб его погребении несли сам Иван Грозный и бояре, а отпевал митрополит Макарий.
А ведь ничего примечательного в крестьянском мальчике, родившемся в 1469 году в подмосковном селе Елохове, поначалу, вроде бы, не было. Разве что сапожник, к которому родители отдали его в обучение, очень удивился, когда на просьбу заказчика сшить сапоги, «чтобы сносу не было», подмастерье как-то странно усмехнулся, а на следующий день заказчик умер.
А в шестнадцать лет Василий вдруг бросил учение, родительский дом и начал подвиг юродства ради Христа.
Этот вид святости возник в еще в IV веке в Византии – в первые века его не было, тогда само христианство воспринималось обществом как юродство: о безумии ради Христа говорится даже в Новом Завете (1 Кор. 4:10). А с XIV века оно стало исключительно русским явлением: из сорока юродивых, прославленных всей православной Церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные — на Руси. Даже главный герой русских сказок Иван-дурак, который в результате оказывается мудрее окружающих умников, сродни юродивым: его глупость противостоит здравому смыслу окружающих, а на поверку оказывается, что глупость – мнимая, а здравый смысл граничит с подлостью.
Василий полуголый в веригах ходил по Москве, спал где попало, ел что придется, швырял камни в дома благочестивых людей и целовал стены домов отпетых грешников – говорил, что у первых снаружи толпятся изгнанные страсти, а у вторых плачут добродетели. Расшвырял на базаре калачи у калачника, за что был побит, а потом оказалось, что тот подмешивал в муку мел. Царскую милостыню мог отдать не нищим, а заморскому купцу. Как-то пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (нынешняя Воздвиженка) и долго молча молился пред церковью, а на следующий день именно здесь начался пожар, спаливший всю Москву.
Сам Иван Грозный чтил и боялся блаженного "яко провидца сердец и мыслей человеческих", когда незадолго до смерти Василий тяжело заболел, вместе с царицей Анастасией навещал его, к когда в 1557 году блаженный умер, велел похоронить его на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где уже строился в память покорения Казани Покровский собор, которому суждено было войти в историю как храм Василия Блаженного – так велико было в народе почитание святого.
А в 1588 года патриарх Иов установил общецерковный день памяти Василия Блаженного – 2 августа (15 августа по новому стилю).
Успение Пресвятой Девы Марии
Торжество (высшая степень в иерархии католических праздников) в память Успения Пресвятой Богородицы — ее кончины и вознесения на небеса – у католиков и православных отличается даже по названию. Греки называли его Koimesis ("погружение в сон") — Успением, латинский Запад – Assumption ("взятие", "принятие"), Взятием Пресвятой Девы Марии в небесную славу.
Ранние христианские тексты по-разному и, зачастую, противоречиво повествуют о том, где и как долго жила Богородица, как скончалась и погребена. Но все они сходятся в одном: после Вознесения Иисуса Христа она жила в Иерусалиме под опекой Иоанна Богослова, а за три дня до кончины ей явился архангел Гавриил, возвестил о скором успении, и она созвала апостолов, чтобы с ними проститься. Похоронили ее в Гефсимании, а чрез три дня к могиле пришел опоздавший на погребение апостол Фома, но вместо тела Девы Марии увидел в гробнице розы.
Телесное взятие Богородицы на небеса — догмат католического вероучения, утвержденный в 1959 году папой Пием XII.
В некоторых странах Западной Европы, например, в Австрии, Греции, Франции — Успение является официальным государственным праздником. Начиная с VI века католическая церковь отмечает его 15 августа торжественными богослужениями и церковными процессиями, а верующие, по традиции, приносят к храмам и часовням, посвященным Мадонне, плоды нового урожая – в знак благодарения.