МОСКВА, 11 мар – РИА Новости. Согласие человека на изъятие у него органов после смерти можно указывать в гражданском паспорте, при этом в христианской традиции нет препятствий для добровольного донорства, сообщил в пятницу РИА Новости председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ иеромонах Димитрий (Першин).
Ранее стало известно о решении Конституционного суда России, согласно которому изъятие органов из тел умерших для трансплантации без уведомления об этом родственников законно.
"Правильно было бы, на мой взгляд, не меняя действующее законодательство, постепенно переходить на презумпцию несогласия на изъятие органов. создать правовую форму, чтобы в паспорте можно было указывать не только прописку, но и решение человека о том, согласен ли он стать донором органов в случае смерти. Аналогичная практика уже есть в США: так называемая карточка донора находится в водительских правах граждан", — сказал представитель РПЦ.
По его словам, в России после октябрьского переворота действует презумпция согласия человека на изъятие органов в случае кончины. Собеседник агентства убежден, что за этим стоит идеология материализма, согласно которой "реальность мироздания исчерпывается материей", души у человека нет и после смерти его тело становится собственностью государства. Но если органы изымаются у покойного без его разрешения или согласия родственников, у населения возникают опасения, что врачи могут забирать органы у еще живых доноров. Кроме того, у многих есть основания полагать, что над ними совершается моральное насилие.
В то же время в западных странах действует другая система — презумпция несогласия, требующая обязательного получения письменного согласия человека на посмертное изъятие его органов. Эта концепция исходит из того, что жизнь человека не обрывается с его смертью, а тело остается пространством личности даже после физической кончины.
"Эта концепция предполагает мощную социальную рекламу, в рамках которой людям рассказывается о значимости предоставления органов для трансплантации в случае неожиданной смерти. А также оформление для желающих "карточки донора", позволяющей реаниматологам на месте сразу же определить, был ли человек согласен на изъятие его органов. Благодаря такому гуманному подходу удается совершать в тысячи раз больше трансплантаций, потому что люди настроены жертвовать свои органы", — подчеркнул священнослужитель.
По его мнению, нынешнее решение Конституционного суда могло быть обусловлено тем, что количество органов сейчас сокращается, а число больных, нуждающихся в трансплантации, увеличивается.
"Русская православная церковь могла бы стать одним из институтов, который мог бы поддержать эту идею добровольного донорства в нашей стране. В христианской традиции нет препятствий для этого. Мы воскреснем вне зависимости от того, заберут у нас органы после смерти или нет. И я готов одним из первых оформить такую карточку, чтобы развеять ненужные страхи и, Бог даст, спасти чьи-либо жизни, если что", — заключил собеседник агентства.