Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Щипков: "Божья воля" пока проигрывает "новой дикости" авангарда

Погром на выставке в Манеже (52)
Александр Щипков
Своими мыслями в связи со скандалом, разгоревшимся вокруг акции "православных активистов" на выставке в Манеже, с РИА Новости поделился член Межсоборного присутствия Русской православной церкви, политолог и социолог религии Александр Щипков.

МОСКВА, 17 авг — РИА Новости. Нападение активистов движения "Божья воля" на выставку в Манеже, ставшее в последние дни одной из наиболее обсуждаемых тем отечественных СМИ, по просьбе РИА Новости прокомментировал член Межсоборного присутствия Русской православной церкви, политолог и социолог религии Александр Щипков.

— Говоря об инциденте в Манеже, совершенно невозможно обойти эстетическую, художественную сторону дела, потому что она также очень важна. Ведь речь идет не просто о том, что какие-то хулиганы зашли на выставку, устроили там безобразие и их потом арестовали – они выдвигали  идеологические требования: закрыть выставку, которая, по их мнению, оскорбляет чувства тех, кто носит имя Христа — христиан.

Творчество Сидура

Если вести речь об этом аспекте, о чувствах, то нельзя совершенно обойти такой предмет как творчество самого Вадима Сидура. Это чрезвычайно интересный и талантливый художник и поэт. Сидур авангардист. Мне, например, его творчество глубоко чуждо, как и творчество других художников, которые свои физиологические фантазии, свои собственные психологические проблемы, а порой и патологии воплощали в художественной форме и выплескивали в публичное пространство. Те же самые слова я могу сказать, например, и о шемякинских "Пороках", установленных на Болотной площади.

Вызывает ли творчество Сидура какое-то внутреннее эмоциональное противостояние? Вызывает. И в его скульптуре, и в его поэзии. Его стихи о Рождественской елке или о некоторых физиологических проявлениях его любимой женщины мне, например, неприятны. Однако не стоит забывать, что Сидур авангардист – он работал в специфическом, модном в то время жанре. А весь авангардизм построен на провокации, это ни хорошо и ни плохо – это данность.

Кто-то, объясняя это направление, говорит, что оно полезно тем, что заставляет задуматься, кто-то говорит, что оно вредно тем, что вызывает дурные эмоции, однако никто не отрицает его провокативность. Вынь из авангардизма провокативность – и он разрушается, обнуляется, перестает существовать.

Но любая провокация именно на то и направлена – на вызов эмоций, на вызов ответной реакции. Ты это вызываешь сам – и будь готов, что эти ответные реакции возникнут. Само это искусство таково.

При этом Сидур, надо отдать ему должное, был талантливый человек. Многие же нынешние художники, подражая Сидуру, пытаются использовать тот же механизм — провокативность, выставляют на обозрение некие эпатажные инсталляции и потом сетуют, что казаки в папахах не пришли и не разгромили их выставку, потому что в этом случае о них никто не узнал. Однако, как сказал мне когда-то давно академик Александр Панченко, "талантливая скабрезность и бездарная скабрезность все равно остаются скабрезностью".

Творчество "Божьей воли"

Теперь, собственно, о действиях организации "Божья воля". На провокацию нельзя отвечать провокацией, потому что этим ты ничего не добьешься. Вообще на любой вызов христианин должен отвечать, говоря современным языком, ассиметрично. Христос вел себя "ассиметрично". Он действовал не по логике иудейского царя, не по логике лидера национально-освободительного движения. По всем современным представлениям он должен был вести себя иначе. И в принципе, вся реакция христианства на мир – она ассиметрична.

Если же ты на провокации отвечаешь провокацией, противостоишь совершенному злу – в твоем понимании злу — тем же образом, то фактически ты попадаешь в ловушку. Отвечая подобным образом на провокативное авангардистское искусство, они сами же действуют как авангардисты, попадают в створ этого действия. Это точно такой же авангардистский "перформенс", как, собственно, и само искусство Сидура.

Это все равно что оказаться в замкнутом пространстве: как белка вертится в колесе – она все бегает и бегает, и выхода из этого нет. В этом парадокс всей ситуации. Конечно, в творчестве Сидура есть элемент кощунства, и я об этом уже говорил. Но это не значит, что надо идти ломать, крушить и действовать авангардистскими, революционными методами. Это всегда бесплодное занятие. Нет смысла использовать метод "новой дикости" авангарда для отстаивания традиции. Традиция и "новая дикость" несовместимы.

В то же время, имеют ли право пришедшие Манеж на какую-то форму собственного высказывания? Конечно, имеют. И даже, наверное, имеют право на публичное отстаивание своей позиции. Но повторю: это должно быть сделано в "инаковой" форме — не копируя то, против чего ты негодуешь.

В качестве реакции на акцию "Божьей воли" в эти дни можно было услышать суждения про "православный ИГИЛ", однако это сравнение совершенно некорректно. В данном случае стилистика "Божьей воли" совпадает с поведением Femen, группы "Война" или тех же Pussy Riot, которые работают в постмодернистском ключе, в стиле авангарда — это все их стихия. И лидер "Божьей воли", собственно, работает на их же площадке. В этом смысле он их пленник. Они, а не он, задают повестку. И поэтому он обречен на проигрыш. Им манипулируют, а он этого нисколько не видит, не чувствует. Рано или поздно он это осознает и тогда сможет найти какие-то иные формы отстаивания своего мировоззрения, которые будут более действенными.

Мировоззренческий конфликт

И еще одна вещь, о которой мне хотелось бы сказать. В одной из телевизионных новостных передач я увидел сюжет о том, что произошло в Манеже. Голос журналиста за кадром сообщил, что фронтовик Вадим Сидур чрезвычайно талантливый художник и что его работы, посвященные Великой Отечественной войне, очень сильные, не то, что работы о войне скульптура Вучетича. Это возвеличивание Сидура через уничижение Вучетича меня возмутило.

Евгений Вучетич – талантливейший "русский серб", талантливейший скульптор, который создал выдающиеся памятники, посвященные Великой Отечественной войне, вспомнить хотя бы "Воина-освободителя" в Берлине. Вучетич был автором первого в СССР памятника герою Великой Отечественной войне, который он начал делать в 1944 году и который затем был установлен в Вязьме. Это памятник командарму Михаилу Ефремову. Вучетич сам воевал в знаменитой 33-й армии Ефремова и был одним из восьмисот солдат, которым удалось выйти из окружения.

Собственно, зачем противопоставлять художников разных направлений? Зачем после смерти сталкивать двух фронтовиков, достойно выполнивших свой долг? Зачем говорить хамские слова о замечательном русском скульпторе Вучетиче? Что за этим стоит?.. За этим я вижу не что иное, как огромное мировоззренческое противостояние между разным пониманием жизни, между разным отношением к истории, к культуре твоей страны.

И противостояние "Божьей воли" с устроителями выставки в Манеже носит, в первую очередь, все тот же мировоззренческий характер. За этим противостоянием проглядывают глубинные мировоззренческие разногласия, каждое из которых стремится определить контуры будущего движения России. И если мы хотим серьезно разобраться в том, что происходит, мы не можем отвернуться от этого аспекта. Мы не можем просто сказать: "безобразие", "хулиганство", "православный ИГИЛ" и считать тему исчерпанной.

Религия и мировоззрение
Обсуждение
5 пользователей оставили 12 комментариев
  • Правильно, нужна серьёзная оценка, серьёзный подход. Спасибо, что немного рассказали о скульпторах и их произведениях.
    04:30
    19.08.2015
  • Штраф? Да его на психиатрическую экспертизу отправить надо! Это человек с наклонностями маньяка и задатками террориста.
    10:29
    18.08.2015
  • Штраф? Да его на психиатрическую экспертизу отправить надо! Это человек с наклонностями маньяка и задатками террориста.
    10:29
    18.08.2015
  • Что значит "имеются элементы кощунства..." в авангардизме?
    Любой художник в совершенствовании своего творчества раскрывает какую-то гармонию, а гармония сама по себе есть потребность данная от природы каждому человеку. Это значит с позиции верования есть данное Богом.
    12:14
    18.08.2015
  • Лидер движения «Божья воля» Дмитрий Энтео заявил, что считает штраф даже в 500 рублей недопустимым для себя,а может если он не желает штраф,посадить его лет на 5-6?
    16:39
    18.08.2015
  • Правильно, нужна серьёзная оценка, серьёзный подход. Спасибо, что немного рассказали о скульпторах и их произведениях.
    04:30
    19.08.2015
  • артур ищиаз, изображения с искажениями всемирно известных библейских сюжетов вовсе не являются гармонией.
    04:34
    19.08.2015
  • Александр Хмельницкий, за хулиганство, кажется, максимум до 2 лет дают.
    04:37
    19.08.2015
  • Рифат Кадыров, да хрен бы с ним я образно сказал,что к словам то цепляться?
    08:12
    19.08.2015
  • Рифат Кадыров, Что такое искажение в искусстве?
    Любой ребенок рисует с искажениями, но он рисует не искажение и только слепой не может видеть что ребенок рисует.
    13:00
    19.08.2015
  • Уоррен Черни, В нынешнем положении этому конца не будет. Напротив РПЦ развивает свое гнетущее влияние под потворством власти именно в таком пограничном контексте т.е. провоцированиями и нцидентами и под шумок закрепляет свои новые позиции.
    13:09
    19.08.2015
  • артур ищиаз, да, да, понимаю, но с другой стороны для кучи людей РПЦ является организующим центром и представить страшно представить что вся эта масса, у известного процента которых собственный ум слабоват, окажется без этого центра. Я, все же, вижу проблески разума в этом "средневековье" что не может не радовать и не смотрю на ситуацию так пессимистично.
    15:51
    19.08.2015
  • Нужно показать всем эти скульптуры, чтобы все оценили их мерзость. Устроители выставки, как минимум, также нарушили закон о оскорблении чувств верующих и должны получить наказание.
    18:15
    19.08.2015
  • артур ищиаз, в моей семье шестеро, и я знаю, какие искажения допускают дети (если у них нормально с психикой). Например, дети рисуют свою семью - папу, маму, себя, своих братьев и сестер. Конечно, рисуют не идеально. Но не голышом.
    10:58
    20.08.2015

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.