Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, и считается святыней для верующих. Его появление в канун православной Пасхи по молитвам православного патриарха, духовенства и тысяч паломников, несмотря на регулярность, называют "чудом схождения Благодатного огня".
Перед тем как патриарх Иерусалима Феофил в одном подряснике вошел в Кувуклию (самое священное место — часовню над каменным ложем Гроба Господня в одноименном иерусалимском храме), где молился о схождении Благодатного огня, все свечи и светильники в храме были потушены. Согласно древнему церемониалу, перед входом в Кувуклию одеяния патриарха Феофила III и сама часовня были тщательно осмотрены на предмет наличия каких либо средств для искусственного получения огня.
Ожидание огня после того, как патриарх Иерусалимский зашел в часовню, длится всегда разное время, но последние годы, как правило, не более получаса.
Верующие в переполненном храме, обрадованные появлением святого огня, стали умывать им лицо (первое время огонь обладает удивительным свойством — он не обжигает) и поздравлять друг друга с Пасхой. В праздничные дни в храме Гроба Господня всегда много русскоязычных паломников из России, Украины и других стран, поэтому своды храма часто оглашаются возгласом "Христос воскрес".
Делегация ФАП во главе с председателем попечительского совета ФАП, президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным и викарием патриарха Московского и всея Руси епископом Дмитровским Феофилактом доставит Благодатный огонь спецрейсом в московский аэропорт Внуково-1 (около 22.00 мск), а затем в храм Христа Спасителя на патриаршее Пасхальное богослужение.
Огонь перевозится в специальных лампадах, изготовленных по образцу "олимпийских". Все желающие смогут получить частицу огня уже во Внуково.
По установившейся традиции Благодатный огонь отправится в тысячи храмов в России, ближнем и дальнем зарубежье. В 2015 году это Таллин, Баку, Донецк, города Италии и Сербии, а также Санкт-Петербург, Архангельск, Барнаул, Белгород, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Грозный, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Кострома, Красноярск, Махачкала, Самара, Смоленск, Сыктывкар, Севастополь и Симферополь, Курск, Липецк, Магадан, Магас, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Рязань, Псков, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тула, Ульяновск, Чита, Чебоксары, Ярославль, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск.
В этом году при поддержке ФАП стартует проект "Путь Благодатного огня" — на сайте http://www.благогонь.рф в онлайн-режиме желающие смогут наблюдать за распространением Благодатного огня из Москвы в регионы России и другие страны.
В течение Светлой седмицы (первой недели после Пасхи) Благодатный огонь можно будет получить в офисе Фонда Андрея Первозванного в Москве по адресу: ул. Покровка д. 42, стр. 5 (с 9.00 до 18.00). Желающим необходимо иметь свои лампады.
Схождение благодатного огня
Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком. В наши дни церемония получения Благодатного огня и молитва об этом (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов.
Внутри храма проходят торжественные процессии духовенства, в том числе армянского, коптского, сирийского. Их традиционно сопровождают кавасы — стражники в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских торжеств. По мере продвижения сквозь толпу кавасы стучат специальными посохами о каменные плиты храма. Их действия, наряду с шумным поведением православных арабов, создают неповторимую атмосферу ритуального праздника.
Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга, оживленно жестикулируют и скандируют: "Нет веры, кроме веры Православной! Христос — истинный Бог!" Они просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.
В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь, и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).
Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают — и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня. В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.
Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь. По свидетельствам очевидцев, некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.
Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи — и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.
Большинство держат в руках по несколько свечей (чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким). Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем.