Александр Чаленко, публицист, эксперт МИА "Россия сегодня"
Смерть киевского митрополита Владимира заставляет нас поговорить о ситуации, сложившейся в Украинской православной церкви Московского патриархата, и о том, что будет с самой этой церковью. Ждет ли ее раскол на "проукраинскую" и "пророссийскую" части? Станет ли она автокефальной, или будет продолжать оставаться частью Русской православной церкви?
Однако на Украине православная церковь все же является частью культурной и цивилизационной идентичности, поэтому среди политически активного населения важно, к какому православному патриархату ты принадлежишь. Особенно сейчас.
Три типа православия: сходства и отличия
После 1992 года, когда президент Леонид Кравчук санкционировал создание не признанной ни одной православной конфессией в мире так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с "патриархом" Филаретом (в миру — Михаилом Антоновичем Денисенко), на Украине стало три православных конфессии.
Самая крупная из них — каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата. Во главе ее в 1992 году встал умерший в субботу киевский митрополит Владимир.
Второе место по количеству приходов — у вышеупомянутой УПЦ КП, придерживающейся националистических и антироссийских взглядов.
Третье — у малочисленной Украинской автокефальной православной церкви, также стоящей на антироссийских позициях.
Догматических разногласий между этими церквями нет. Более того, 90% всех святых у МП и КП общие. Киевский патриархат, поддерживая украинский национализм как светскую идеологическую ориентацию своих прихожан, признает своими святыми даже великороссов по происхождению: Александра Невского, Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
Одинаковы у них и церковные облачения. Внешне "московского попа" не отличишь от "украинского". "Патриарх" Филарет носит точно такой же белый клобук, как у Патриарха Кирилла. Хотя подобный клобук был "изобретен" Москвой.
Как эти церкви делят прихожан
Если УПЦ МП является в полном смысле общеукраинской, то Киевский патриархат и УАПЦ — это скорее региональные церкви. Приходы Московского патриархата располагаются практически по всей территории Украины, от Закарпатья (Подкарпатской Руси) до Донбасса (если Донбасс еще считать украинской территорией). Исключение — националистическая Галиция, которая традиционно является греко-католической. Если говорить о православном сегменте в Галиции, то тут сильны позиции как Киевского патриархата, так и УАПЦ. Прихожан УАПЦ больше всего в Ивано-Франковской области, где живет много православных гуцулов.
Интересно, что подавляющее большинство православных приходов на Волыни, являющейся украиноязычным регионом и родиной бандеровской Украинской Повстанческой армии, принадлежат Московскому, а не Киевскому патриархату. В других западноукраинских областях, Закарпатье и на Буковине, практически все православные верующие — также прихожане УПЦ МП.
Автокефальное крыло Московского патриархата: лидеры и поступки
Долгое время неформальным главой этой группы считался теперь уже митрополит Александр Драбинко, который, будучи обычным келейником митрополита Владимира, сделал невероятно быструю церковную карьеру. Буквально за период 2006 —2007 г.г. он из простого келейника Владимира стал монахом, потом — игуменом, затем — архимандритом, а в итоге — епископом. Многие до сих пор не понимают причин столь быстрого взлета.
Однако наблюдателям, в конце концов, открылось, что главой автокефалистов на самом деле является не Драбинко, а сам Владимир. Ведь Драбинко не мог бы проводить автокефалистскую линию, если бы за его спиной не стоял Владимир. За это пророссийская партия его, мягко говоря, не любила.
Дело в том, что практически все миряне, подавляющее большинство священства и весьма значительная часть архиереев настроено сохранять единство с Русской православной церковью. При этом они видят УПЦ частью РПЦ, поэтому автокефалистская группа не могла действовать открыто. Просто в противном случае она была бы извержена из тела Церкви. Ей приходилось действовать тайно, анонимно, исподтишка.
Митрополит Владимир вообще никак себя публично в качестве автокефалиста не обозначал. Не делал этого и Драбинко со своими приближенными, о. Георгием Коваленко, о. Петром Зуевым, о. Андреем Дудченко, архимандритом Кириллом Говоруном. Их автокефалистская деятельность сводилась к поддержке первого Майдана в 2004 году, к поддержке президента Виктора Ющенко и его инициатив.
Например, с подачи Драбинко УПЦ МП приняло заявление, в котором массовый голод 30-х годов на Украине был назван геноцидом, хотя против такого определения выступали как Россия, так и пророссийские организации на Украине. Автокефалы пытались реабилитировать гетмана Мазепу, на которого еще при Петре I была наложена церковная анафема. Они пытались изменить Устав УПЦ МП таким образом, чтобы Киевская митрополия стала еще более самостоятельной по отношению к Москве. Драбинковцы причастны к подавлению так называемого "политического православия" внутри УПЦ МП. В частности, они "анафематствовали" деятелей православных братств, которые при Ющенко выступали против оранжевых. Еще одним направлением деятельности автокефалов были тайные нападки в украинской православной печати на Патриарха Кирилла.
Когда в 2010 году к власти пришел Виктор Янукович, деятельность автокефалистов была практически сведена на нет. Мало того, для Драбинко настали нелегкие времена. Церковные иерархи, ненавидящие его и как автокефала, и как выскочку, практически сняли его со всех церковных должностей. Только поддержка Владимира не давала им изгнать его.
Что изменится после ухода из жизни митрополита Владимира
Это было бы крайне вероятно, если бы президентом Украины и далее оставался Виктор Янукович, но теперь президентом стал Петр Порошенко.
Как теперь поступят церковные иерархи — не совсем понятно. Дело в том, что для Порошенко, как и для Ющенко, церковь многое в жизни значит. Правда, он — прихожанин не Киевского патриархата (как Ющенко), а Московского. Порошенко искренний верующий (к сожалению, это никак не сказывается на его моральном облике), он часто с семьей выезжает в паломнические поездки по российским монастырям.
Поэтому, вне всякого сомнения, он, так же, как и Ющенко, будет пытаться влиять на жизнь УПЦ МП. Естественно, на ее политическую и идеологическую части.
В чем это влияние будет заключаться? Рассмотрим четыре потенциально важных направления.
Первое. Руководство
Кровь из носу ему нужно будет поставить во главе Киевской митрополии если не своего человека, то, во всяком случае, архиерея, который бы отказался от проведения промосковской линии. Промосковская линия означает фактически поддержку Кремля и российского президента Владимира Путина, а в условиях войны между Украиной и Новороссией для Порошенко это был бы плохой сценарий.
Может стать этим человеком Александр Драбинко? Наверное, нет. Драбинко в силу своей одиозности попросту неизбираем. Однако Порошенко с помощью компромата на многих иерархов УПЦ МП, который имеется у СБУ, скорее всего, попытается оказать давление на решение последних.
Порошенко может попытаться защитить Драбинко и его автокефалистскую группу от разгрома, потому что они его фактические союзники.
В итоге, может быть, промосковские архиереи могут договориться с Порошенко поставить во главе УПЦ МП какую-либо компромиссную фигуру, а не явно промосковского одесского митрополита Агафангела.
Возможно, в случае давления на церковь со стороны государства компромиссом станет избрание кого-то из них, но с условием, что они не будут проводить явную пророссийскую линию, не будут осуждать АТО и евроинтеграцию.
Второе. Раскол
Возможно, Порошенко инициирует отделение УПЦ МП от РПЦ, как в свое время это пытался сделать Ющенко с помощью Константинопольского патриарха, чтобы "украинизация" УПЦ МП все же состоялась.
Если такая попытка произойдет, то это будет означать второй раскол в украинском православии с 1992 года. Причем большая часть приходов УПЦ МП и монастырей в этом случае останется верна РПЦ и Патриарху Кириллу. Этого Порошенко не может не понимать. Поэтому такой вариант представляется малореальным.
Третье. Объединение
Порошенко может инициировать "объединение" УПЦ Московского и Киевского патриархатов. В этом ему поможет, конечно же, автокефалистская группа Драбинко, которая была инициатором подобных переговоров при Ющенко.
Однако этот вариант также не очень реалистичен, потому что, во-первых, этому воспротивиться большая часть Московского патриархата, для которого КП — это никакая не православная церковь. А во-вторых, против такого сценария будет и "патриарх" Филарет, который понимает, что в случае подобного "объединения" ему придется уйти на покой. На подобное "объединие" никогда не согласится и Патриарх Кирилл, а без его одобрения такой шаг невозможен.
Да он в любом случае невозможен. Никаких канонических возможностей не предполагает подобное "объединение".
Четвертое. Уход в сторону
Как и Ющенко, Порошенко может попробовать добиться перехода Киевского патриархата под управление Константинопольского патриархата. После этого все автокефалисты из Московского патриархата смогут его покинуть и перейти в Константинопольский патриархат.
Но тут опять же вопрос: пойдет ли на подобное "патриарх" Филарет, ведь это требует от него ухода на покой.
Порошенко может пойти на этот шаг только для того, чтобы, если не все, то хотя бы большая часть прихожан УПЦ МП перешла в Константинопольский патриархат. Согласятся ли прихожане? Есть сомнения.
Так что для Порошенко и для автокефалистов церковные перспективы пока не очень оптимистичны.