Рейтинг@Mail.ru
Храм и никаких гвоздей - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Храм и никаких гвоздей

© РИА Новости / Милена ФаустоваСтроительство обыденного храма Сергия Радонежского в Коломенском
Строительство обыденного храма Сергия Радонежского в Коломенском
Читать ria.ru в
Дзен
На территории московского музея-заповедника Коломенское православные волонтеры решили за день, по старой русской традиции, построить деревянный храм Сергия Радонежского.

МОСКВА, 4 июл — РИА Новости, Милена Фаустова. В московском парке Коломенское ранним утром началось строительство деревянной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Обыденный храм, точную копию Андреевской церкви, построенной в 1702 году в Соловках по указанию Петра I, строители и волонтеры общественных движений "Общее дело" и "Сорок Сороков" планируют возвести за 24 часа. А уже 5 июля в рамках фестиваля "Русское поле" состоится его освящение.

В Коломенском парке, на огромном поле у Москвы-реки, на удивление тихо — нет обычного строительного шума. О стройке говорят лишь разложенные вокруг бревна и множество деревянных деталей. Чуть поодаль расположен уже почти готовый шатровый купол. Правда, без креста — его установят перед самым освящением церкви. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского возводят без единого гвоздя, по старинным технологиям, давно забытыми инструментами, вроде тесла. Правда, подгоняют бревна, привычным молотком. "Так надежнее", — улыбаются строители. За первые три часа работы сруб почти готов.

Храм на века

Мастер по дереву и представитель одной из столичных строительных компаний Анатолий Рибов утверждает, что гораздо дольше готовилось само дерево. Церковь возводят из архангельской сосны — самого лучшего материала для деревянных строений, который с легкостью переносит как морозную зиму, так и дождливое лето.

"Деревья валили еще зимой — в декабре, январе и феврале, в самый мороз. Рубили в Архангельской области. Потом обработка: снять кору, обработать рубанком. Вершину и комлю (нижняя часть дерева, прилегающая к корню) специально сводим так, чтобы разница была небольшой: два-три сантиметра. А когда храм соберется, мы будет его тонировать, красить, пропитывать от жучков, против огня", — поясняет плотник. Для него это далеко не первая деревянная постройка. "Я строю из дерева с самого детства, лет с трех", — смеется он.

А вот для координатора общественного движения по воссозданию и сохранению храмов Русского Севера "Общее дело" Виктора Константинова данное строительство "с нуля" первое.

"Это очень интересный опыт для меня и наших добровольцев. Но мы активно готовились, несколько раз вместе со строителями участвовали в других деревянных стройках этой компании. Более того, северные мастера дали консультацию нашим волонтерам, так что мы почти во всеоружии", — поясняет он.

Дело стало общим

Виктор вспоминает, что сам проект "Общее дело" появился неожиданно. "Однажды в одну из поморских деревень приехал нынешний руководитель проекта отец Алексей Яковлев со своей супругой. Матушка услышала звук топора в часовенке. Это было удивительно и непривычно. Она отправилась посмотреть и увидела пожилого человека, который что-то там ремонтировал", — рассказывает Константинов.

С тех пор волонтеры стали помогать этому северному плотнику, а затем решили расширить дело, сделать его общим. И вот уже шесть лет каждый год выезжают в северные регионы России, убирают и очищают запущенные деревянные храмы, консервируют постройки, находящиеся в аварийном состоянии.

"Ежегодно в рамках проекта у нас выезжают порядка 200 человек. Это совершенно разные люди, разных возрастов и профессий: студенты, курсанты, офисные служащие", — поясняет координатор проекта.

Занимаясь возрождением храмов русского Севера, волонтеры открыли для себя много удивительных знаний. Например, почему дерево для постройки не пилили, а только рубили топором.

"Во-первых, пила стала применяться в храмостроении только недавно. Она, конечно, сокращает срок возведения, но при этом, когда входит вглубь бревна, рвет волокна, и через эти рваные места бревно как живой материал начинает впитывать влагу. А топор, когда рубит, он эти волокна закупоривает, поэтому влага не попадает в дерево, и храм надолго сохраняется в первозданном виде", — с упоением рассказывает Константинов.

Максим Цуканов представляет другое волонтерское движение "Сорок Сороков", образованное в 2013 году. Оно ставит своей задачей строительство в Москве 1200 православных храмов, чтобы вернуть столице ее привычный титул. Ведь когда-то ее прозвали "сорок сороков" именно за множество церквей и монастырей. Сам доброволец к строительству храмов пришел осознанно.

"Я всегда был православным человеком. Однажды встретил людей, которые были близки мне по духу, вместе мы занимались православными акциями и постепенно пришли к строительству церквей", — говорит волонтер.

Сразу после освящения этого храма Максим планирует уехать в экспедицию в Архангельск, где будет заниматься реконструкцией старых деревянных церквей, находящихся, зачастую, в ужасном состоянии. Каждое строительство или восстановление заброшенного строения для Цуканова словно бальзам на душу.

"Я испытываю огромное удовольствие, когда это делаю. Это наша духовность и наши корни, традиции, память о предках. У меня и моих коллег всегда есть эмоциональный подъем. Мы не только понимаем, мы видим воочию, что это нужно делать. Это наш вклад в духовную составляющую страны", — добавляет молодой человек.

Любимый святой и традиции

То, что будущая церковь посвящена преподобному Сергию Радонежскому, добавляет труду на стройплощадке особую торжественность. Один из самых почитаемых святых России для многих строителей и волонтеров почти как родственник. Волонтеры из "Общего дела" вообще ни за одно из своих начинаний не берутся без молитвы преподобному Сергию.

Виктор Константинов поясняет: "Наш путь в экспедиции на север лежит через Троице-Сергиеву лавру, ту самую, которую основал Сергий Радонежский. Каждая экспедиция обязательно заезжает к преподобному Сергию, берет у него благословение, прикладывается к мощам. Только после этого мы двигаемся дальше. Это самый близкий нам человек".

Кстати, то, что прообразом нынешнего храма стала знаменитая Андреевская церковь на Соловках — тоже символ. Сегодня является единственной из деревянных церквей необычного "смешанного" типа русской храмовой архитектуры, дожившая до наших дней. Расположенная на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага, она была построена в 1702 году по приказу Петра I после посещения им Соловков.

Организаторы нынешнего строительства надеются, что точная ее копия, которая позже из Коломенского переедет в московский район Солнцево, будет напоминать жителям и гостям столицы об уникальной церкви на Соловках, храмовых традициях наших предков и духовной истории России.

Обыденный храм (так на Руси называли церковь, возводимую в один день) в честь преподобного Сергия Радонежского строится в рамках "Программы-200", с 2011 года реализуемой фондом "Поддержки строительства храмов города Москвы" при участии правительства Москвы. За несколько лет в столице планируется построить 200 православных церквей в "шаговой доступности", прежде всего в спальных районах города. На сегодняшний день их уже возведено порядка 20.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала