14 (1 по старому стилю) августа православная церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня, который в народе называют Медовым спасом.
В этот же день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
Русское название праздника "Происхождение" - неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".
По преданию, праздник этот пришел к нам из Константинополя, где ежегодно в храме Софии частью креста освящали воду для отвращения болезней, так как именно в августе их количество резко возрастало.
В XII-XIII вв. этот праздник утвердился во всех поместных церквях, но в Русской Церкви службы Животворящему Кресту Господню появляются лишь в конце XIV ‑ начале XV вв. с введением Иерусалимского устава.
В Русской церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской церкви чину в центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.
Малое освящение воды в этот день совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
С Медового спаса начинается Успенский пост, который продлится до 27 августа. По строгости он приравнивается к Великому.
Народная традиция связывала первый Спас с проводами лета. Народные названия праздника: Первый спас, Спасовки, Спасов день, Происхожденьев день, Маковеи (Маккавеи), Медовый, Пчелиный, Мокрый, Водный, "Спас на воде".
В южных районах, где к Первому спасу в основном заканчивалась уборка овощей и хлеба, было принято освящать в церкви венки, сплетенные из колосьев, наполненных новым зерном, и первые плоды созревшего урожая.
В день Первого Спаса в центральной и южной полосе России начинался ранний посев озимой ржи ("Первый спас - первый сев"; "На Первый Спас паши под озимь, сей рожь, готовь гумна и овины"; "До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас - засевать!"). Перед началом пашни устраивались крестные ходы на поля; совершалось освящение семян.
По народным приметам, на Медовый спас улетают стрижи и ласточки, что считается первым знаком приближающейся осени.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников