Успенский пост ‑ последний из многодневных постов в церковном году. Он установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели с 14 по 27 августа включительно (1 по 14 августа по старому стилю).
Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства, упоминания о нем известны с 450 г. В беседе святителя Льва Великого, произнесенной им около 450 года, дано ясное указание на Успенский пост.
Начинается Успенский пост с праздника "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня", что обозначает просто крестный ход.
По принятому в Православной церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас).
19 августа (6 августа по старому стилю) праздник Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки ( до праздника Преображения церковь рекомендует воздерживаться от этих плодов) и заканчивается пост праздником Успения Божьей Матери 28 августа (15 августа по старому стилю).
Этим постом церковь призывает верующих к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг ‑ "с варением пищи, но без елея", то есть горячая пища без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей, т.е. пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня разрешается рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в пищу обязательно входили плоды нового урожая.
Пост телесный тесно соединяется с постом духовным. Если в посте телесном предусмотрено воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи, то в посте духовном ‑ воздержание от всякого рода развлечений. В императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Как писал Праведный Иоанн Кронштадтский: "У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников