Русская православная церковь отмечает 6 мая (23 апреля по старому стилю) праздник cвятого великомученика Георгия Победоносца. В этот день Патриарх Московский и всея Руси по традиции совершает праздничное богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе.
По преданию, Георгий родился в III веке в городе Бейруте (в древности - Белит, в Малой Азии), у подножия Ливанских гор в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, он прославился своей храбростью, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и выдвинут в старшие военачальники.
Георгий совершил немало ратных подвигов и чудес, за что был назван Победоносным. Однако когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, воин раздал свое имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа. Ни уговоры, ни мучения не смогли склонить его к язычеству - и по приказу императора Георгий был обезглавлен. Казнь совершилась 6 мая (по новому стилю) 303 г.
ощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
С давних же пор святой Георгий сделался "народным", и имя его переделывалось: Иорге у средневековых немцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Герги у болгар, Hophe у сербов, Jerzy у поляков, Jiry у чехов, Джерджис у арабов и т. д. Иногда Георгий прославляется под туземными именами, принадлежавшими языческим божествам, например: Уастырджи у осетин или Хызр, Кедер на мусульманском Востоке. Праздник его пользовался высоким уважением во всех славянских землях и сопровождался множеством обрядов, в которых Георгий является покровителем земледелия и скотоводства; о том же свидетельствуют легенды, загадки, заговоры, приметы и т. п.
На Русь культ святого Георгия проник из Византии в X‑XI веках. Первоначально святой Георгий известен как покровитель князей, особенно в их военных походах. Он изображался на иконах в виде стоящего воина с копьем и щитом или с мечом и копьем. Постепенно стоящего воина заменяет всадник-змееборец, которому посвящалось сказание "Чудо Георгия о Змие".
В нем повествовалось о том, как святой воин Георгий спас царскую дочь от чудовищного змея-людоеда, усмирив его при помощи креста и молитвы, а затем пронзил змея копьем. Легенда нашла отражение в древнерусской живописи, прежде всего в иконописи, в прикладном искусстве и скульптуре. Георгий Победоносец со временем стал почитаем не только князьями, но и простыми людьми. Народная любовь к нему выразилась в духовном стихе о Егории Храбром, который терпит много мучений за свою веру.
Со времен христианской Руси святой Георгий является ангелом‑хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба - Российского орла. В 1856 г. учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.
Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 г. В основу герба положен сюжет "Чуда Георгия о Змие". Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников