Рейтинг@Mail.ru
Ястребцева: интернет-технологии нужны и для обучения, и для воспитания - РИА Новости, 15.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ястребцева: интернет-технологии нужны и для обучения, и для воспитания

Читать ria.ru в
Уже 38 тысяч педагогов приняли участие во Всероссийской интернет-переписи учителей, организованной РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО). О роли современных информационных средств в образовании в интервью РИА Новости рассказывает генеральный директор «КМ Образование», кандидат педагогических наук Елена Ястребцева. Беседовала Ирина Зубкова.

Уже 38 тысяч педагогов  приняли участие во Всероссийской интернет-переписи учителей, организованной РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО). О роли современных информационных средств в образовании в интервью РИА Новости рассказывает генеральный директор «КМ Образование», кандидат педагогических наук Елена Ястребцева. Беседовала Ирина Зубкова.

- Елена Николаевна, действительно ли современному учителю так нужно владеть интернет-технологиями - или это просто дань моде?

- Владеть - необходимо. А вот отношение к этому в образовательном обществе как к «модной тенденции» надо бы преодолеть. Сегодня в образовании наступил момент, когда у учителей наблюдается некая «усталость» от бесконечных требований вышестоящих чиновников. Огромное количество бумажных отчетов наряду с электронным заполнением их же, обязательность создания  презентаций, веб-сайтов, блогов, внедрение электронного журнала наряду с заполнением бумажного,  что в некоторых случаях начинает становиться «обязанностью» - по требованию руководства, и прочее, и прочее. Всё это в большинстве случаев выливается в очередное лукавство, да попросту вранье. Проводят показательные уроки «с использованием ИКТ», а демонстрируют на них, по сути, исключительно презентации.  Разрабатывают сайт школы, в котором «застывает» на долгие годы одна и та же информация. С детьми проводят уроки информатики, при этом никого из учителей-предметников не подпускают к компьютерам в кабинет информатики. Учителей же на всевозможных курсах обучают все тому же, чему и десять лет назад, - то есть «азам»: поиску информации в сети, редакторам, таблицам.

- Поможет ли Всероссийская интернет-перепись учителей выявить истинную картину?

- Помню, что Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)  уже проводил несколько лет назад подобное исследование-анкетирование среди российских школ. Тогда обсчитать его результаты (и сделать соответствующие выводы) толком не смогли, потому что рядом расположенные школы заполняли ответы на довольно сложные вопросы «под диктовку»: представляли одинаковые данные. Это сделало тогда невозможным представление объективной картины с информатизацией школ.

Возможно, новое исследование - интернет-перепись РИА Новости - в силу своей личностной направленности на конкретного учителя, к тому же анонимное, позволит педагогу преодолеть свою хроническую «усталость». Педагог заполнит анкету, которая в итоге продемонстрирует какую-то более или менее объективную картину  по готовности учителей к внедрению в урочную деятельность интернет-технологий, желанию работать с компьютером в своей образовательной деятельности вообще.

- Как Вы думаете, имеет ли смысл проводить такое исследование регулярно? Как, по Вашему мнению, оно должно развиваться?

- Только в том случае, если результаты анкетирования, которое проводится сейчас, будут какими-то ошеломляющими: например, окажется, что значительный процент  учителей, заполнивших анкету, активно используют компьютерные технологии в урочном процессе, дистанционном обучении и так далее. То есть, результаты данного анкетирования помогут сформулировать какой-то «заказ» обществу, продемонстрировать какое-то направление, куда надо образованию направиться. Но само исследование также должно развиваться. Сейчас мне в нем не хватило  вопросов о целесообразности использования компьютера и интернета в процессе урока вообще, о том, в каких педагогических формах - классно-урочная система, проектная деятельность, самостоятельные исследования школьников, лабораторные работы и так далее - компьютерные технологии вообще следует использовать, как лучше организовать систематическое освоение учителями практически каждый день появляющихся все новых и новых возможностей сети…

- Не уйдут ли традиционные уроки в прошлое с появлением интернет-технологий?

- Учебная среда сегодня сильно изменилась. Традиционно она рассматривалась как физическое пространство – в учебном классе учитель «за кафедрой», ученик – «за партой». Сегодня «пространство», где учащиеся учатся, расширяется до междисциплинарных сообществ, которые поддерживаются технологиями, где они занимаются, общаются и сотрудничают друг с другом и с педагогами виртуально. Такое изменение концепции учебной среды имеет явные последствия для школ. Скорее всего, уже сегодня учащиеся старших классов и студенты более всего «учатся» именно в глобальной сети. Все больше и больше понятие школы как места образовательной практики меняется по мере получения возможностей учащимся учиться из других источников.

- Что именно учителя ищут и находят в сети?

- На сегодня - чаще всего ищут просто информацию по своему предмету, общения с коллегами, последнее время, особенно в связи с развитием блогов – самовыражения и самореализации. Значительно реже – учителя в сети  заняты поиском новых форм, приемов и методов для собственно обучения в ней учащихся, хотя именно это становится наиболее востребованным на сегодня для образования. Родители хотят, чтобы их дети-ученики добились успеха за пределами их формального образования, поэтому в практике школьного обучения должны отражаться растущее значение инновационной деятельности и творчества - как профессиональных навыков. На деле это означает, что следует принять Сеть как образовательное пространство, где в рамках дистанционных консультаций, проектов и самостоятельных учебных исследований приобретаются и закрепляются учениками навыки систематического применения технологических инноваций и творчества.

- Влияет ли то, что учитель использует интернет-технологии в профессиональной деятельности, на качество образования, которое получают его ученики?

- Давайте ответим на вопрос: что движет учеником в качественном усвоении знаний? - Интерес. Интерес рождается только в процессе собственных творческих  усилий. Интернет-технологии - и, в частности, социальные сервисы Веб 2.0, расширяя возможности школьника и студента для обучения, общения и социализации, предоставляют им неограниченные возможности для такого «интересного» обучения.

Интернет-технологии в настоящее время являются для школьников и студентов  основным способом,  и «оставаться на связи» и взять «под контроль» свое собственное обучение. Цифровое «равенство» - владение техническими навыками, информационная грамотность и культура – это уже не только как фактор обучения, но и как фактор воспитания и дальнейшего роста человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования технологии, чем те, кто этого не делает. Информационная грамотность и культура человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и более высокую мобильность собственного вклада человека в эту тенденцию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала