Рейтинг@Mail.ru
Эксперты не торопятся делать выводы о качестве новой Госдумы - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты не торопятся делать выводы о качестве новой Госдумы

Читать ria.ru в
Госдума с начала седьмого созыва приняла поправки в регламент, которые заметно изменили процесс ее работы, отмечают политологи.

МОСКВА, 20 дек – РИА Новости. Госдума с началом работы нового созыва выглядит более респектабельно, в том числе, за счет мер дисциплинарного характера, но для повышения качества законотворческой деятельности "новичкам" Думы еще предстоит перенять опыт у "старожилов", а депутатскому корпусу в целом усилить экспертную составляющую и совершенствовать взаимодействие с правительством, считают опрошенные РИА Новости политологи.

Здание Государственной Думы РФ на улице Охотный Ряд в Москве. Архивное фото
Политологи рассказали, чем новая Дума будет отличаться от старой
Седьмая Дума отличается от предыдущего созыва большим количеством новых парламентариев; впервые депутатами стали экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская, бывший главный санитар Геннадий Онищенко, детский омбудсмен Подмосковья Оксана Пушкина и Виталий Милонов, являвшийся ранее депутатом заксобрания Петербурга. Кроме того, в одномандатных округах были избраны депутат от "Родины", "Гражданской платформы" и один самовыдвиженец.

Госдума с начала седьмого созыва приняла поправки в регламент, которые запрещают депутатам голосовать по доверенностям. Позднее были установлены финансовые санкции в отношении парламентариев, которые пропускают пленарные заседания без уважительных причин. Предполагается, что за каждое пропущенное пленарное заседание будет удерживаться одна шестая из зарплаты. Пока не было информации о штрафах кого-либо из парламентариев. Глава комитета по регламенту Ольга Савастьянова ранее сообщала, что сведения о депутатах, которые пропускают заседания без уважительных причин, будут размещаться на официальном сайте нижней палаты.

Качество работы и самих законопроектов

"Если говорить о различиях шестого и седьмого созывов, то можно отметить повышение качества законодательной работы, что выразилось, безусловно, во введении определенных поправок в регламент, которые как раз и должны это самое качество повышать", — отметил председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.

Здание Государственной Думы РФ на Охотном ряду. Архивное фото
Депутаты рассказали, что повысило авторитет Госдумы
При этом, по мнению эксперта, внимание стоило бы обратить, например, и на повышение уровня чиновников правительства, которые должны присутствовать при рассмотрении законопроектов: если кабмин представляет чиновники высокого ранга – не ниже заместителя министра — это позволяет оперативно снимать большое количество вопросов, пояснил он.

В то же время руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов пока не отметил сущностных изменений в качестве законотворческой деятельности, хотя, по его словам, "количественно Дума выглядит более презентабельно, чем раньше".

"Что касается качества законодательной работы, то она все-таки зависела не от присутствия депутатов на заседаниях, а от того, кто вносит законопроекты, каково качество вносимых законопроектов. В этом смысле, я лично пока перемен не вижу… Состав законопроектов и тренды законодательной работы все те же, что были и раньше. Стало больше дисциплины, но в плане КПД я бы не стал говорить, что что-то изменилось. С точки зрения картинки — да, Дума будет выглядеть более респектабельно, чем раньше", — пояснил эксперт.

Уход от пиара и аврала

Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский подчеркнул, что перед Госдумой не стоит задача "выполнять "план по валу" и гнаться за количеством рассмотренных законопроектов".

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев во время интервью российским телеканалам в студии телецентра Останкино. 15 декабря 2015
Медведев: "Единая Россия" вынесла уроки из выборов
"Скорее наоборот, задача состоит в том, чтобы повысить именно качество законотворчества, а для этого важно уйти от сугубо пиаровских законопроектов, которые часто готовятся отдельными депутатами по принципу "лишь бы шумнуть и напомнить о себе" и более ничего в себе не содержат", — полагает эксперт.

Миронов согласился, что законопроекты популистского характера сейчас присутствуют, как и раньше, но отметил, что это не всегда плохо, особенно когда необходимо привлечь внимание к какому-то важному вопросу.

По мнению Бадовского, для повышения качества законотворчества также "нужно решать системные вопросы по сокращению "аврального законотворчества" в конце парламентских сессий, "скрытых новых законопроектов" под видом поправок во второе чтение, когда концепции законов меняются до неузнаваемости или в какие-то проекты законов "забрасываются" совершенно посторонние лоббистские инициативы".

"Что же касается "долгих" заседаний в ходе первой сессии новой Госдумы, то в значительной степени это была временная, но вынужденная необходимость. Госдума как раз вынуждена разгребать "отвалы" всяческих законодательных инициатив, доставшихся нынешним депутатам в наследство от Дум прошлых созывов. Большинство из них как раз низкого качества и требуют отклонения", — уверен глава Фонда ИСЭПИ.

Взаимоотношения Госдумы и правительства

Депутаты на пленарном заседании Государственной Думы. Архивное фото
В Думу внесли проект об обязанностях правительства при работе над законами
Кроме того есть необходимость и в улучшении взаимодействия Госдумы и правительства, а также властей регионов при работе над законами, считает Бадовский. Это, по его словам, в том числе требует "лучшей отработки исполнительной властью и регионами проблем с подготовкой подзаконных правовых актов, необходимых для реального вступления законов в силу и их работы на практике".

Миронов в то же время уточнил, что сегодня основной источник законодательных инициатив, которые принимаются Думой и становятся законами, это правительство; такие законопроекты являются доминирующими. По его мнению, "чтобы Дума была серьезной сама по себе, нужно чтобы у нее был самостоятельный вес, чтобы она не выполняла чьи-то договоренности, а сама была политическим центром тяжести".

"Если это получится у нового руководства Государственной думы, то это будет большой шаг на пути развития парламентаризма и разделения власти, что нам необходимо. (Необходимо), чтобы вся законодательная работа не монополизировалась в субъектах исполнительной власти, это просто приводит к росту коррупции. В принципе, сейчас руководство Госдумы сильное, и это реально", — уверен политолог.

Уровень профессионализма

Говоря о процессе подготовки законопроектов, Миронов отметил, что рядом с думцами к настоящему моменту не сложилось серьезного экспертного сообщества: аппараты и экспертные советы при комитетах носили в большей степени технический характер.

Пленарное Заседание Госдумы РФ. Архивное фото
Выбор РИА Новости: главные политические события 2016 года
"Серьезных перемен в текстах законопроектов от них, как правило, не было. Здесь вопрос экспертной составляющей, то есть, если она будет усиливаться в новой Думе, тогда может быть повышено и качество законов. Нет какой-то злой воли принимать плохие законы", — добавил он.

Костин отметил, что об уровне подготовленности и профессионализма нынешних депутатов в целом пока рано судить; есть опытные законодатели — их достаточно, чтобы и обеспечить преемственность, и задать необходимый уровень качества законодательной работы, пояснил он.

"Есть и те, кто делает первые шаги в законотворческой деятельности. И поэтому в целом, мне кажется, должно пройти не сто дней, а чуть больше времени, чтобы судить, насколько профессионален уровень Думы. Лучше он или хуже – это определяется не только опытными политиками, работающими не один созыв, но и тем, насколько сумеют влиться в этот процесс новички", — отметил эксперт.

Сам он высказал оптимистичные ожидания по поводу дальнейшей работы нижней палаты парламента. Одним из серьезных достижений седьмого созыва в его первую сессию Костин назвал то, что депутаты сумели принять бюджет в очень сжатые сроки.

Чтобы вникнуть в законодательный процесс, потребуется не менее года или двух, считает Миронов. "То есть половина созыва уйдет на то, что новички будут входить в суть государственных вопросов. Но, тем не менее, омоложение политического класса необходимо", — добавил эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала