МОСКВА, 22 июл — РИА Новости. Российской власти нужно активнее использовать живущие в стране диаспоры в своей внешней политике и для продвижения российских интересов в мире, считают представители диаспор, собравшиеся в МИА "Россия сегодня" на круглый стол "Влияние диаспор на внутреннюю и внешнюю политику".
"Россия становится сверхдержавой, она имеет интересы во многих регионах мира. При этом интересы, которые возникают у нашей страны, сейчас невозможно решить исключительно дипломатическими путями", — считает политолог, представитель армянской диаспоры Рафаэль Орудуханян.
По мнению экспертов, своего рода мягкой силой могла бы стать активная работа с диаспорами, живущими в России.
"Мы принимаем здесь мигрантов, но не используем эти рычаги (для влияния на их страны — прим.). Нет организации, которая бы координировала работу диаспор, помогала им. Никто не привлекает руководителей диаспор к работе, а ведь это люди, которые пользуются авторитетом и весом у себя на родине. Никто не слышит их голос, не действует через диаспоры. Любой потенциальный шанс влиять нужно использовать", — считает президент фонда "Единение русского и грузинского народов" Владимир Хомерики.
"Работа властей с диаспорами не должна быть сиюминутной. Но проводится ли она сейчас здесь? Сейчас это удел энтузиастов", — полагает Орудуханян.
Например, системной работой с диаспорами кавказских и среднеазиатских народов Россия могла бы упрочить свои позиции в этих стратегически важных для себя регионах, считают эксперты.
"Диаспора узбеков в России — одна из самых больших. При такой диаспоре Узбекистан должен участвовать во всех проектах РФ и быть ее ближайшим союзником. И кто же должен быть в авангарде этого процесса сближения? Диаспора", — считает Орудуханян.
"В 2008 году, когда был конфликт с Грузией, оказалось, что 20% грузин живут в России. Получается, что на межнациональном уровне — прекрасные отношения между народами, а между государствами — плохие. Конечно, диаспоры — это серьезный ресурс для влияния", — полагает директор "Евразийской сети политических исследований" Виталий Меркушев.
"Сейчас 65% жителей Черногории против вступления в блок НАТО, но страна собирается в него вступать, потому что власти этого хотят. Никакого референдума по этому не будет. При этом десятки тысяч россиян имеют черногорские корни, потому что в свое время был активный процесс переселения из Черногории в Россию. Я даже знаю депутатов Госдумы, которые имеют черногорское происхождение. При этом никакой черногорской диаспоры сейчас в России нет, хотя государство могло бы инициировать ее появление. Мы видим определенные упущения в работе с диаспорами", — отметил Орудуханян.
По его мнению, такая работа должна быть системной, не рассчитанной на быстрый результат, но нацеленной на перспективу. "На одном телеканале мы, представители армянской диаспоры, долго и спокойно говорили с азербайджанской диаспорой — сами знаете, какие проблемы есть в наших взаимоотношениях. После встречи совместно обратились к нашим журналистам и блогерам с призывом снизить градус напряженности в своих публикациях. Где еще, в какой стране, как не в России и не в Москве, где уживаются разные диаспоры, такое возможно?", — рассказал Орудуханян.
"Например, нам (болгарской диаспоре в Крыму — прим.) удалось договориться о приезде в Крым представителей одной из болгарских парламентских партий. Это была первая парламентская делегация из Европы, которая посетила российский Крым. Потом мы договорились с этой партией, чтобы в ее СМИ в Болгарии размещать материалы о Крыме, рассказывать о том, как там идет жизнь на самом деле, что Крым развивается и идет своей дорогой", — привел пример такой "мягкой силы" председатель Крымского общества болгар, член Общественной палаты России Иван Абажер.
"В мировой практике бывали случаи, когда диаспоры, голосуя на выборах (страны своего происхождения, а не проживания — прим.) определяли, кто будет президентом. Например, диаспора хорватов, живущих в Америке, фактически выбрала президента Хорватии", — добавил директор "Евразийской сети политических исследований" Виталий Меркушев.