МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла во втором и третьем чтениях закон о предоставлении ЦБ РФ на постоянной основе права заключать с банками соглашения о компенсации части убытков, возникших в результате сделок с другими банками, у которых была отозвана лицензия.
Убытки и расходы могут быть возмещены не только банкам: лица, осуществляющие функции центрального контрагента, могут также рассчитывать на компенсацию убытков или расходов, возникших у них по сделкам с участниками клиринга, у которых была отозвана или аннулирована лицензия.
Банк России должен будет ежеквартально направлять в Госдуму сведения о компенсации ЦБ кредитным организациям таких убытков или расходов. Эта информация должна включать в себя содержание принятых решений, устанавливающих порядок компенсации, перечень банков, которым возмещают убытки, и объем средств на эти цели.
Аналогичный механизм ЦБ ранее применял в рамках поддержки финансовой системы РФ в период кризиса 2008-2009 годов. С 14 октября 2008 года по 31 декабря 2010 года Банк России заключил компенсационные соглашения с 19 кредитными организациями и Внешэкономбанком. В течение этого периода межбанковские кредиты в рамках соглашений получили 225 кредитных организаций.
ПОПРАВКИ О НПФ
Ко второму чтению принятия закона Банком России были подготовлены поправки, направленные на совершенствование процедуры ликвидации негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и защиту прав пенсионеров, доверивших свои пенсионные накопления таким фондам.
Цель поправок — оптимизировать процедуры ликвидации пенсионных фондов и сделать их такими, чтобы максимально защитить права тех пенсионеров, которые имеют пенсионные накопления в пенсионных фондах, пояснял ранее на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку директор юридического департамента Банка России Алексей Гузнов.
Банк России, согласно поправкам, сразу полностью должен выплатить сумму пенсионных обязательств этих пенсионеров в ПФР. В частности, ЦБ в течение 15 рабочих дней после принятия решения об аннулировании лицензии НПФ обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации фонда.
Арбитражный суд в течение одного месяца должен рассмотреть заявление о принудительной ликвидации. Его решение вступает в силу со дня его принятия. С тех пор в отношении фонда наступают последствия, предусмотренные законом "О несостоятельности (банкротстве)" для случая признания фонда несостоятельным (банкротом)".
Уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что фонд находится в процессе ликвидации на основании решения арбитражного суда.
Ликвидатор фонда, которым является Агентство по страхованию вкладов (АСВ), в это время должен составить промежуточный ликвидационный баланс, который включает в себя, в частности, сведения об имуществе, составляющем средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, и о размере обязательств фонда перед застрахованными лицами.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается АСВ и подлежит согласованию Банком России в срок не позднее одного месяца со дня его направления в Банк России в установленном им порядке.
"Ликвидатор фонда обязан принимать меры, направленные на обеспечение сохранности средств пенсионных накоплений, денежных средств, полученных от реализации имущества фонда, денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, имущества фонда", — говорилось в поправках.
При этом АСВ вправе передать средства пенсионных накоплений в доверительное управление в целях реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.
Срок ликвидации НПФ не может превышать трех лет со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о его ликвидации. При этом указанный срок может быть продлен арбитражным судом по ходатайству ликвидатора фонда.
Кроме того, законом определяются обязательства ликвидатора НПФ, его права, подготовка необходимой документации для процедуры ликвидации, а также процедура реализации имущества фонда.
Отмечается, что дополнительным основанием для аннулирования лицензии НПФ является неисполнение им до 1 января 2016 года обязанности по преобразованию в акционерное общество.