МОСКВА, 24 окт — Прайм, Янис Мадни. Рынок после почти трех месяцев калийного конфликта с нетерпением ждет встречи президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко в четверг в Минске. После предыдущих переговоров в сентябре была смягчена мера пресечения гендиректору "Уралкалия" Владиславу Баумгертнеру, который до сих пор ожидает решения об экстрадиции в Россию.
Сохраняется также интрига — сменится ли крупнейший акционер "Уралкалия", на чем настаивает Лукашенко. Список претендентов на актив растет с каждой неделей. На днях в числе возможных покупателей впервые был назван бизнесмен из Белоруссии. Пока нет ясности и в важном для белорусской стороны вопросе — будет ли возобновлено сотрудничество "Уралкалия" и "Беларуськалия".
"Встреча будет в четверг, на нее отводится достаточно времени, и мы надеемся, что она будет содержательной, результативной и конструктивной. Не исключено, что в ходе беседы этот вопрос (о ситуации вокруг "Уралкалия" — ред.) в числе других будет затронут. Он, собственно, обсуждался и в ходе телефонного разговора президентов", — сообщил журналистам помощник главы российского государства Юрий Ушаков.
Заложник конфликта
Глава "Уралкалия" ровно месяц провел в СИЗО КГБ Белоруссии, после чего был переведен под домашний арест в Минске. Позже Лукашенко сообщил, что обвинение Баумгертнеру переквалифицировано на статью "хищение", а Белоруссия готова или сама расследовать дело, или помогать в этом России.
Через несколько дней Следственный комитет РФ возбудил дело в отношении Баумгертнера и его коллег по БКК, также по статье о злоупотреблении полномочиями. СК РФ заявил, что в ближайшее время будут подготовлены документы об экстрадиции Баумгертнера в Россию. В понедельник Басманный суд уже вынес решение о заочном аресте топ-менеджера.
Однако Лукашенко внес существенную поправку: Белоруссия готова передать России Баумгертнера только в том случае, если он компенсирует ущерб. "Вор должен сидеть в тюрьме. Пока не набрали большего ущерба — пусть компенсирует. Компенсировав ущерб, мы уже будем как-то вертеться, чтобы всеми любимого вами и российским народом Баумгертнера вам передали", — заявил Лукашенко на этой неделе.
Ранее СК Белоруссии оценивал ущерб, причиненный действиями топ-менеджера "Уралкалия" и других лиц, в 100 миллионов долларов. В свою очередь, Лукашенко говорил, Белоруссия потеряла от 1,5 до 2 миллиардов долларов в связи с уходом "Уралкалия" из БКК.
Претендент из Белоруссии
Информация о том, что миллиардер Сулейман Керимов собирается продать свои 21,75% акций "Уралкалия", муссируется в прессе с тех пор, как Следственный комитет Белоруссии в начале сентября предъявил ему обвинения. В числе возможных покупателей назывались уже около десятка компаний, банков и предпринимателей.
На этой неделе в их перечень попал выходец из Белоруссии бизнесмен Алексей Хотин. Как сообщило агентство Bloomberg, Хотин предлагает выкупить 33% акций "Уралкалия", которые контролирует Керимов с двумя партнерами — Филаретом Гальчевым (7%) и Анатолием Скуровым (4,8%). Условия предложения Хотина не уточнялись.
Недвижимость в Москве считается основным бизнесом Юрия и Алексея Хотиных (отца и сына), которые до сих пор всячески избегали публичности. В частности, их называют совладельцами торгового центра "Горбушкин двор". Журнал Forbes оценивает доходы Алексея Хотина от активов в недвижимости в 400 миллионов долларов в год. Кроме того, в конце марта предприниматели приобрели у Сбербанка Дулисьминское нефтяное месторождение в Иркутской области за 2,835 миллиарда рублей.
Bloomberg также сообщил, что группа "Онэксим" Михаила Прохорова предложила Керимову обменять его долю в "Уралкалии" на другие активы, в частности, акции "Русала" и денежные средства. Однако пока стороны не могут прийти к соглашению из-за разной оценки стоимости пакета миллиардера. Источник, близкий к "Онэксиму", сказал "Прайму", что переговорный процесс продолжается.
В свою очередь, основной акционер АФК "Система" Владимир Евтушенков на этой неделе заявил, что отказался от идеи купить долю в "Уралкалии" из-за высокой цены. По словам Евтушенкова, он готов был купить актив по текущей рыночной цене без премии. При этом он уточнил, что рассматривал два варианта приобретения пакета: первый — в партнерстве с основателем "Русснефти" Михаилом Гуцериевым, второй — со Сбербанком.
Имя Гуцериева как возможного претендента на покупку упомянул на этой неделе и президент Белоруссии. По его словам, он обсуждал эту тему с Гуцериевым, и тот обещал подумать. Лукашенко добавил, что белорусской стороне выгоден приход Гуцериева в "Уралкалий", поскольку "он никуда не делся бы от БКК".
Кто даст денег?
О возможности финансирования сделки высказались крупнейшие российские банки. Сбербанк, по словам его президента Германа Грефа, не ведет ни с кем переговоров на эту тему.
Госкорпорация Внешэкономбанк также не ведет таких переговоров: ВЭБ не финансирует сделки слияния-поглощения, говорил глава ВЭБа Владимир Дмитриев.
О готовности частично профинансировать возможную покупку пакета Керимова заявил лишь ВТБ. Но при этом, как уточнял в конце сентября глава банка Андрей Костин, и сам покупатель, обращающийся за кредитом, "должен иметь пару миллиардов долларов в кармане".
Возрождение картеля
Лукашенко, между тем, заявил, что Белоруссия готова "хоть завтра" возобновить совместную работу на рынке калийных удобрений с "Уралкалием", однако намерена торговать только через БКК, "честно и по прозрачным схемам". Возрождение российско-белорусского калийного картеля поднимет цену на калийные удобрения в два раза, уверен Лукашенко.
Идею возрождения сотрудничества двух крупнейших производителей хлористого калия в конце сентября поддержал и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. По его словам, компании зря разорвали сотрудничество — для них самих и для рынка существование альянса было правильным.
В свою очередь, БКК на этой неделе заявила, что "довольно быстро оправилась от удара, нанесенного российским партнером, и готова занять присущий ей ранее статус одного из лидеров калийной отрасли", сделав ставку на рынки Юго-Восточной Азии.
При этом Белоруссия, которая уже сократила выпуск минеральных удобрений, готова пойти на отмену налогов для "Беларуськалия", чтобы выдержать демпинг "Уралкалия" на рынке калийных удобрений и договориться со всеми его участниками, заявлял Лукашенко.