МОСКВА, 23 сен — РИА Новости. Эксперты одобряют инициативы по ограничению предельной стоимости служебного транспорта для госслужащих в РФ, предложенные кабинету министров Экспертной рабочей группой, однако, у некоторых возникают сомнения в том, будут ли эти идеи реализованы.
В понедельник утром Экспертная рабочая группа федерального уровня под руководством министра Михаила Абызова огласила свое решение по итогам рассмотрения петиции по ограничению стоимости автомобилей для чиновников, за которую на сайте Российской общественной инициативы проголосовали более 100 тысяч человек.
Кабмину рекомендовано рассмотреть вопрос "о частичной монетизации транспортного обслуживания для ряда чиновников", а также "возможность регламентирования предельных цен на легковые автомобили, которыми пользуются сотрудники госкомпаний". При этом, считают в рабочей группе, поскольку ежегодные затраты на обслуживание автомобиля могут в несколько раз превышать его стоимость, ограничивать нужно не только стоимость закупок, но и затраты на сервисное обслуживание или аренду служебных машин. Министр по вопросам Открытого правительства Абызов позже сообщил, что в правительстве рассматривается вопрос о полном отказе некоторым категориям госслужащих в автотранспортном обеспечении.
Автоэксперты сходятся во мнении, что меры по ограничению — абсолютно правильные, но у некоторых возникают вопросы относительно реализации предложенных инициатив.
"Есть надежда, что происходит сдвиг в том направлении, которое правильное <…> Трата народных средств, наших налоговых отчислений на покупку ненужных дорогостоящих машин будет прекращена", — сказал вице-президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Алексей Сухоруков.
Он выразил надежду на то, что при этом будет производиться и контроль над расходами на обслуживание автомобилей. "Бывает, что автомобиль купили за два миллиона, а запчастей потом купили на него на четыре. Интересно при этом, что же такого отремонтировали", — пояснил эксперт.
Член координационного совета организации автомобилистов "Свобода выбора" Александр Холодов считает, что с реализацией этих инициатив могут возникнуть проблемы. "Сама идея мне нравится, я считаю это правильно. К сожалению, реализация еще сильно хромает", — сказал он.
Холодов напомнил, что по этой инициативе разработано достаточно разных законопроектов. Однако, по мнению эксперта, у идеи было бы больше шансов на реализацию, если бы она была внесена в Госдуму.
Глава движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что стоимость автомобилей для чиновников должны определить законодатели в рамках бюджетного процесса. Также необходимо законодательно обозначить и тех, кого следует обеспечить служебным транспортом, а кого нет, считает эксперт. Он уверен, что право пользоваться служебным автотранспортом должно быть только у народных избранников.
"Критерий простой — такое право должны иметь только лица, которые занимают свои должности по выборам. Люди избрали человека, доверились ему и дали согласие на определенные материальные условия для исполнения им своих обязанностей", — сказал эксперт, предположив, что эта мера может увеличить число выборных должностей.
Холодов не согласился с мнением коллеги. "В данном случае, нужно исходить из того, нужно ли государству, чтобы данный чиновник был мобилен, или это его личная прихоть, желание и прочее", — заявил он, добавив, что отказать в автотранспортном обеспечении можно тем чиновникам, чья деятельность не связана с разъездами.
Политолог Дмитрий Абзалов считает идею ограничить стоимость автомобилей для госслужащих вполне разумной и логичной, особенно сейчас — на волне сокращения бюджетных расходов.
"На фоне сокращения расходов эта мера разумная, потому что по административным расходам значительная часть уходит на представительские нужды — это полеты, переезды, транспорт", — рассказал эксперт. Он отметил, что в среднем сегменте госслужащих, которые ездят на бюджетных автомобилях до 800 тысяч, проблем с реализацией этой инициативы не возникнет. Основные проблемы могут возникнуть, по словам Абзалова, в сегменте замминистров.
Эксперт подчеркнул, что этот вопрос необходимо решать не только на федеральном уровне, но и в регионах, где, по его словам, это может быть "болезненно". "Особенно это болезненно в регионах, где невысокий ВРП и дефицитный бюджет, но при этом у власти местной неоправданно дорогостоящие автопарки", — уточнил Абзалов.
Идея не новая
Алексей Навальный, который стал автором законопроекта о запрете чиновникам приобретать для служебных нужд автомобили дороже 1,5 миллиона рублей, считает решение Экспертной рабочей группы первым шагом в правильном направлении.
"Нельзя сказать, что это то, что мы хотим, но, в целом, неплохо <…> Пока предлагаю считать решение группы робким шагом в правильном направлении", — написал Навальный в своем блоге в "Живом Журнале".
Навальный, однако, подчеркнул, что он сам и люди, голосовавшие за проект на сайте РОИ, по-прежнему считают, что инициатива должна быть поставлена на голосование в Госдуму и принята федеральным законом. По его словам, автомобили дороже 1,5 миллионов должны быть очень редким исключением, связанным с безопасностью, а правила должны распространятся не только на госслужащих, но и "на госкорпорации, госкомпании, ГУПы, МУПы, ФГУПы и всё остальное, где сидят люди, распоряжающиеся госденьгами".
Летом законопроект Навального о запрете чиновникам приобретать для служебных нужд автомобили дороже 1,5 миллиона рублей первым из предложенных гражданами проектов набрал на портале Российской народной инициативы (РОИ) 100 тысяч голосов, необходимых для передачи проекта на рассмотрение правительством РФ. Проект был вынесен на голосование на портале РОИ 5 апреля 2013 года. Размещенные на сайте РОИ инициативы граждан имеют статус "народной" законодательной инициативы. Если такая инициатива в течение года наберет не менее 100 тысяч голосов авторизованных граждан, она будет направлена в правительство России, которое обязано будет изучить ее и решить вопрос о представлении инициативы в Госдуму для рассмотрения на предмет принятия соответствующего закона.