МОСКВА, 3 сен — РИА Новости. Главными особенностями агитационной кампании 8 сентября этого года стали косвенная агитация, спойлерские и "маскировочные технологии", а также применение избирательных технологий, связанных, в том числе, и с революцией социальных сетей, следует из доклада, подготовленного экспертами Комитета гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина.
Как следует из доклада, размещенного на сайте КГИ, в связи с тем, что единый день голосования был назначен на начало сентября и региональные кампании попали на сезон отпусков, кандидаты начали агитировать уже с марта — апреля. "Таким образом, значительная часть кампании прошла еще до ее официального старта", — утверждают эксперты.
Как следует из доклада, в ряде регионов делалась "очевидная ставка" на низкую явку избирателей, мобилизацию административно зависимого электората и одновременную дискредитацию альтернативных партий, кандидатов и выборов в целом в глазах протестно настроенных избирателей.
Эксперты отметили, что в ходе агиткампании активно применяются спойлерские технологии — как на выборах по партийным спискам, так и в мажоритарных округах через участие в выборах партий. Эксперты пришли к выводу, что в выборах специально принимают участие партии "со схожими до степени смешения названиями", а также выдвигались кандидаты-однофамильцы. Еще одной особенностью для этой избирательной кампании стало активное применение "маскировочных технологий". Так, некоторые силы ведут агитацию с помощью политических симулякров, а лояльные властям партии и кандидаты имитировали протестную риторику и даже пытались представить себя объектом давления, следует из доклада.
Еще одной из особенностей этой кампании стало широкое применение новых избирательных технологий, связанных с развитием научно-технического прогресса и революцией социальных сетей. "Это касается как использования системы электронных платежей при сборе пожертвований в поддержку кандидатов, так и методов ведения самих агиткампаний, в которых все более растет информационное и организационное влияние средств электронной коммуникации, которые затем через лидеров общественного мнения и неформальное взаимодействие транслируются среди менее информационно продвинутой части населения", — отмечают эксперты. Этот процесс становится все более заметен не только в Москве, но и во многих значимых городах, например, Иркутске, Екатеринбурге, Волгограде и других.
В то же время, как отметили эксперты, в течение практически всей кампании минимальная агитактивность, за исключением косвенной агитации, наблюдается в Хакасии, Хабаровском крае, муниципальных выборах во Владивостоке, Кызыле, Майкопе. Наиболее активные агитационные кампании, по мнению экспертов, проходят в Архангельской, Владимирской, Иркутской, Смоленской, Ярославской областях, Забайкальском крае, Бурятии, Москве, Екатеринбурге.