МОСКВА, 30 янв — РИА Новости. Череда требований о лишении неприкосновенности депутатов Госдумы свидетельствует о некой политической кампании, которая рано или поздно затронет все фракции, считают опрошенные РИА Новости политологи. По их мнению, это повысит личную ответственность парламентариев, очистит власть и повысит к ней доверие в обществе. При этом некоторые эксперты сомневаются, что эта кампания будет успешной.
СК РФ направил в среду в Генпрокуратуру ходатайство о лишении депутата-единоросса Госдумы Вадима Булавинова неприкосновенности и даче согласия на возбуждение в отношении него уголовного дела о злоупотреблениях в период работы главой Нижнего Новгорода, ущерб от которых оценивается в 600 миллионов рублей. Сам депутат не считает себя виновным. В "Единой России" отметили, что при рассмотрении документов не будут делать исключений в отношении своего коллеги.
На прошлой неделе в Госдуму поступило представление Генпрокуратуры на коммуниста Константина Ширшова о снятии с него неприкосновенности и привлечении в качестве обвиняемого в покушении на мошенничество с продажей мандата в Думу за 7,5 миллиона евро, и эсера Олега Михеева, подозреваемого в мошенничестве с недвижимостью.
Политические баталии в Госдуме начались еще прошлой осенью, когда два депутата лишились мандатов из-за подозрений в занятии бизнесом: эсер Геннадий Гудков и единоросс Алексей Кнышов, который сам отказался от своего кресла.
Кто следующий?
Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский ранее прогнозировал РИА Новости, что инициатива с лишением неприкосновенности депутатов будет продолжена, исключением не станет и "Единая Россия".
"Партий всего четыре, поэтому не сложно посчитать. Этих депутатов будет не много, но они будут во всех фракциях. Следующими могут быть любые фракции", — считает Белковский.
Эксперт не изменил своего мнения и о главной причине происходящего.
"Депутатство стало бизнесом и политическая функция превратилась в политическую, поэтому лишение мандатов стало вопросом бизнес-конкуренции. Конкуренты "заказывают" депутата и его лишают мандата… Политическая игра вуалирует бизнес-конфликт", — считает политолог.
Также он не исключает, таким образом Кремль хочет показать, что все равны перед законом и это не избирательное правосудие, а установление справедливости.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что если будет еще какая-то кандидатура на лишение иммунитета, "она появится не раньше, чем в ближайшие три месяца".
Политическая кампания или воля?
Большинство экспертов полагают, что в сложившейся ситуации просматривается политическая кампания, у которой есть конкретные цели.
Политолог Абзалов выделяет два главных тренда.
"Есть аппаратная составляющая — внутренняя, есть общефедеральная кампания, связанная с повышенным интересом к депутатам… Это элементы одной кампании, которые направлены на повышение авторитета Госдумы, профессионализм и ответственность перед избирателями в дальнейшей перспективе", — считает эксперт.
Он добавил, что по опросам ВЦИОМ, деятельность парламентариев является одним из самых серьезных раздражителей у российских граждан, причем в столичной агломерации этот процент гораздо выше, поэтому кампания направлена на рост профессионализма парламентариев, что позволит снизить напряженность в обществе и повысить доверие к нижней палате и в целом к этому институту.
"Требования к парламентариям будут расти. Возможности для маневров будет снижаться. Депутаты будут превращаться в то, чем они должны были быть изначально — профессионалами, которые занимаются законотворческой деятельностью в различенных сферах", — считает Абзалов.
Он также полагает, что внесение закона о смешанной системе выборов в Госдуму, говорит о повышении личной ответственности депутатов.
В свою очередь президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что нынешний процесс — это "проявление не столько политической игры, а некой политической воли и политической кампании, нацеленной на очищение власти".
"Это кампания имеет важное пропагандистское измерение, потому что, с одной стороны, способность власти к самоочищению воспринимается обществом как фактор доверия. С другой стороны — это важный сигнал политическому классу, истеблишменту о корректировке правил игры, о том, что в правящем российском классе должны действовать более жесткие правила ответственности и дисциплины", — считает Ремизов.
Он полагает, что это некий нормативный план, как это должно быть с точки зрения инициаторов и идеологов кампании, но что получится в итоге, по его мнению, сказать сложно.
"Но это лучше, чем ничего", — констатировал Ремизов.