МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Госдума приняла в первом чтении законопроект о предоставлении регионам права отказываться от прямых выборов глав своих руководителей.
В 2012 году в России вернулись прямые губернаторские выборы. Однако представители национальных республик поставили вопрос о возвращении в их регионах к прежней схеме, когда главу субъекта Федерации выбирал региональный парламент. В таких регионах веками сосуществуют разные народы, но одни из них малочисленнее других и опасаются, что на прямых выборах их кандидат не сможет победить. Президент России Владимир Путин пояснил, что такая ситуация чревата конфликтами.
Законопроект предлагает ввести норму о том, что российский регион может принять закон, в соответствии с которым губернатор будет избираться депутатами регионального парламента.
Если регион решит отказаться от прямых выборов, то политические партии, представленные в региональном и федеральном парламентах, получат право представить президенту России по три кандидата. Глава государства направит три из них на рассмотрение регионального парламента, который одного из президентских кандидатов изберет на пост главы региона.
При этом выдвигающие кандидатов партии должны сначала провести обязательные консультации с непарламентскими партиями.
Председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин (ЕР) обратил внимание на то, что при рассмотрении документа во втором чтении встанет вопрос о наделении полномочиями сенатора, который направляется в Совет Федерации губернатором. Сейчас кандидат в губернаторы на прямых выборах представляет избирателям три кандидатуры на пост сенатора от исполнительной власти. Однако если прямые выборы в регионе будут отменены, этот способ избрания сенатора не будет работать.
Один из авторов законопроекта, руководитель межфракционной депутатской группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов (ЕР) считает, что Госдума может принять законопроект до ближайшего единого дня голосования, который должен состояться в сентябре.
"Данный законопроект дает возможность реализовать принцип федеративности, заложенный в самой конструкции российского государства. Я не хочу заниматься "формирующими соцопросами" и прогнозировать, в каких регионах эта норма будет действовать в первую очередь, в каких — во вторую. Наши регионы разберутся в этом сами", — сказал Старшинов.
Он отметил, что много говорится о необходимости децентрализации, "в нашем законопроекте мы переходим от слов к действиям".
"Нельзя равнять всех под одну гребенку. И не надо недооценивать огромный потенциал наших регионов. Там живут, работают умные и мудрые люди. Уверен, что они сами примут взвешенное и выверенное решение о том, надо им применять этот закон или нет", — подчеркнул депутат.
Он уверен, что поправки сбалансируют политическую систему.
"Такой огромной стране, как наша, с ее многогранностью в национальном, конфессиональном плане, нужна стабильность. Если мы хотим стабильного, гармоничного развития, то мы должны учитывать настроения в различных регионах, использовать преимущества, которые дает наше федеративное устройство", — сказал Старшинов.
Председатель профильного думского комитета Владимир Плигин особо подчеркнул, что в законопроекте устанавливается право субъектов РФ, а не их обязанность по возможному переходу к иной системе избрания губернатора.
"В дальнейшем эта практика зависит от того, какие субъекты Российской Федерации ею воспользуются", — сказал он.
Авторы законопроекта, по его словам, в пояснительной записке отмечают, что это вызвано многообразием Российской Федерации.
"Это должно учитывать в ряде случаев определенную специфику регионов. Это послужит дополнительным основанием и гарантией стабильности в некоторых ситуациях", — сказал он.