МОСКВА, 3 апр - РИА Новости. Первая из президентских инициатив по реформе политической системы, предложенных в послании федеральному собранию в декабре 2011 года, со среды вступает в силу - Дмитрий Медведев подписал закон, упрощающий процедуру регистрации партий. На встрече с руководителями инициативных групп по созданию партий глава государства заявил, что развитие политической системы РФ продолжится и не будет зависеть от грядущих изменений во власти.
Развитие не остановить
Встреча с руководителями инициативных групп по созданию политических партий проходила в Екатерининском зале Кремля. Все мероприятие длилось около 30 минут. Глава государства выступил с речью и после подписания закона о политических партиях пожелал лидерам инициативных групп удачи и удалился.
Встреча изначально была запланирована на понедельник, но впоследствии была перенесена на вторник в связи с авиакатастрофой под Тюменью.
Всего в списке участников встречи с президентом было 45 человек. Имя координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова, решившего не идти на встречу, тем не менее значилось в списке ее участников. Оппозиционер заявил в понедельник, что не намерен участвовать во встрече, поскольку, по его мнению, формат мероприятия не предусматривает содержательного диалога. В Кремль он не пришел.
Медведев ранее говорил, что эта встреча будет скорее символической, при этом практика диалога власти с представителями различных политических сил должна быть продолжена.
Как и ожидали эксперты, на прошедшей встрече Медведев подтвердил курс руководства страны на политические реформы.
"Наша политическая система будет развиваться безотносительно того, кто на каких должностях находится", - сказал глава государства.
Президент напомнил, что в прошлом году, выступая с посланием, он высказал идею об усовершенствовании политической системы. При этом он отметил, что Россия находится в самом начале пути, но развитие политической системы не остановить.
В ходе послания федеральному собранию в декабре прошлого года Медведев озвучил планы по масштабной реформе политической системы. Помимо поправок об упрощении процедуры регистрации партий, был предложен еще целый ряд радикальных изменений: например, упрощение выдвижения кандидатов на выборах различных уровней, возвращение прямых выборов губернаторов, изменение порядка формирования Госдумы. Соответствующие законопроекты в настоящее время находятся на рассмотрении нижней палаты парламента.
Гораздо проще
Подписав в ходе встречи закон, упрощающий процедуру регистрации политических партий, Медведев отметил, что новый порядок вступит в силу уже с 4 апреля, с момента опубликования документа.
Он напомнил, что закон снижает минимальное количество членов партии, необходимых для ее регистрации, с 40 тысяч до 500 человек.
Я рад, что обсуждение законопроекта проходило очень активно, высказывались различные мнения... Меня убеждали в том, что нужно поднять этот процент, их количество, что будут появляться политические маргиналы, карлики политические. Я считаю, что нам нужно идти нормальной современной дорогой - той, которой идет весь мир, - отметил президент.
Он добавил, что в большинстве государств требования к минимальному количеству членов партии для ее регистрации является номинальным.
Президент отметил, что законом предусматривается, в частности, и упрощение отчетности.
"Вместо ежегодного отчета в ЦИК и Минюст надо будет его отправлять раз в три года в ЦИК. Так гораздо проще", - добавил Медведев.
Президент отметил, что закон был принят парламентом в короткие сроки после обсуждений, в которых участвовали, в том числе, представители непарламентских политических структур. Глава государства не исключил, что в дальнейшем этот закон, как и многие другие, будет совершенствоваться.
Медведев отметил, что планирует внести еще целый ряд изменений в законодательство для того, чтобы роль партии была полноценной, в частности, "планируется дополнить федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав правом на участие в референдуме в РФ, нормой, которая предоставляет политическим партиям право отзывать своих членов избиркомов по предложениям этих партий".
По его словам, он внесет такой законопроект в Госдуму.
"Что бы там ни говорили, мы немало сделали для совершенствования политической системы, и, конечно, самым главным является создание условий для политической конкуренции", - сказал Медведев.
По его словам, партийное строительство - это не самоцель, а инструмент для решения самых разных задач.
"Самое главное, чтобы этот инструмент был использован во благо граждан России", - заявил президент, отметив, что партии должны стать институтами, которые помогут гражданам участвовать в формировании власти и контролировать эту власть.
Фильтр недочетов
Говоря о дальнейшем развитии политической системы, Медведев отметил, что Минюст должен изменить позицию и быть не "заградотрядом" при регистрации партий, а лишь фильтром, необходимым для устранения недочетов.
Минюст должен несколько изменить свои позиции. Он должен восприниматься не как заградотряд - по выражению участников прошлой встречи, когда мы встречались, этот термин был использован - а как фильтр для того, чтобы устранять недочеты, - сказал он.
По словам президента, отказ в регистрации должен сопровождаться мотивированным решением.
Ревизии не будет?
Эксперты сдержанно отнеслись как к прошедшей встрече, так и уже принятым властью решениям по реформе политической системы.
По мнению политолога Михаила Ремизова, власть заинтересована в политических реформах и, проводя их, действует, прежде всего, в собственных интересах, а не демонстрирует готовность к уступкам.
Мне кажется, сегодня проведение политических реформ является не жестом доброй воли со стороны власти и не уступкой общественному давлению, а проявлением некоторой политической рациональности, то есть способом управления в изменившихся условиях, - сказал он РИА Новости.
По его словам, важнейшим фактором этих изменившихся условий является возросший уровень гражданской активности в целом и протестной активности в частности, но власть действует, прежде всего, в собственных интересах, когда реализует этот комплекс политических реформ. Эксперт отметил, что в меняющихся условиях необходимы другие методы и формы политического управления.
"И в этом смысле, я абсолютно согласен с тем, что возвращение Путина в Кремль отнюдь не означает ревизии тех политических инициатив, которые были сделаны Медведевым. Тем более мне представляется, что в общем и целом эти инициативы носили согласованный характер", - сказал Ремизов.
Политолог Владимир Слатинов считает, что о последовательности или ее отсутствии в проведении политической реформы можно будет судить по дальнейшим шагам власти, в частности, по тому, какими будут законопроекты по выборам губернаторов, по формированию Совета Федерации и изменениям принципов формирования избирательных комиссий.
"По тому, в каком виде мы увидим предложения - окончательное решение по губернаторам и увидим предложения по избиркомам и Совету Федерации, мы будем судить о последовательности или непоследовательности в реализации политической реформы", - сказал он РИА Новости.
Эксперт подчеркнул значение законопроекта по выборам губернаторов, отметив, что, по его мнению, в настоящее время имеет место некая ревизия озвученных ранее предложений.
... Он (законопроект о выборах губернаторов) даже более важен, чем законопроект о свободной регистрации партий, потому что именно губернаторство - назначение или выборы - способно очень быстро изменить реальный политический ландшафт и перевести систему из ручного управления в более гибкое, - сказал он.
Медведев 16 января внес в Госдуму законопроект, который дает россиянам право напрямую выбирать глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям - выдвигать кандидатов в губернаторы. При этом за главой государства остается право увольнять губернаторов в связи с утратой доверия, а у граждан появляется возможность отзывать руководителя субъекта путем референдума. В законопроекте предлагалось ввести механизм добровольных консультаций с политическими партиями, желающими выдвинуть кандидатов в главы регионов.
В марте Совет Федерации направил в Госдуму поправки к закону о прямых выборах губернаторов, которые расширяют число партий, получающих право выдвигать кандидатов на пост главы региона, но, в то же время, повышают роль "президентского фильтра" при отборе кандидатов в губернаторы.