МОСКВА, 24 ноя - РИА Новости. Нынешняя избирательная кампания отличается креативностью, считают политологи: видеоролики партий стали адресными и гораздо более качественными. Наиболее удачными и "напористыми" они считают видеоагитацию ЛДПР и эсеров.
Специалисты из мира рекламы утверждают, что "дороже" всего сняты ролики ЕР, на втором месте по качеству - "Справедливая Россия", при этом большинство видеопродукции российских партий слабо запоминается и не идет в сравнение с западными аналогами. Наибольшей популярностью у телезрителей, по данным ВЦИОМ, пользуется реклама ЕР и ЛДПР.
Выборы в Госдуму состоятся 4 декабря. Предвыборная агитация в СМИ стартовала 5 ноября и продлится до 00.00 по местному времени 3 декабря.
Бюджет и качество роликов
Директор по работе с клиентами креативного агентства "Аврора" Владислав Тылтин отметил, что ролики партий очень сильно отличаются "по уровню исполнения".
"Очевидно, что самые дорогие и качественные видеоролики у "Единой России", а худшие, пожалуй, у "Правого дела" и "Яблока", - сказал он.
Второе место в рейтинге качества партийной видеоагитации, по словам эксперта, занимает "Справедливая Россия".
"Видно, что они сделаны без цветокоррекции, качество порой хромает, но там есть сильная концепция - в кадре простые люди, поэтому может быть не так уж и плохо, что воплощено все на уровне, близком к телевизионному репортажу - так не страдает ощущение правды", - отметил Тылтин.
Ролики остальных российских партий, по его мнению, слабо запоминаются и не идут в сравнение с западными аналогами.
Креативный и исполнительный директор рекламной группы A. R. M. I. Дмитрий Платонов признался, что ему сложно оценивать ролики с точки зрения эффективности, потому что их успешность не зависит от того, как они сняты.
"Хотя видно, конечно, что есть вещи с большим бюджетом, есть с меньшим - но довольно сложно оценивать этот инструмент с точки зрения влиятельности и эффективности", - сказал он.
Находки и удачи
Политолог Дмитрий Орлов полагает, что у партий стало получаться адресно обращаться к своему избирателю. По его словам, находки есть в роликах и у "Единой России", и у КПРФ, и у ЛДПР, и у "Справедливой России".
"Я бы сказал, что очень вырос за пошедшие четыре года уровень креатива у КПРФ: от довольно традиционных, обращенных к консервативному электорату посланий по поводу ухудшения уровня жизни, падения производства и так далее - довольно, надо сказать, унылых, по формату - они перешли к такой дифференцированной политической рекламе, ориентированной на разные слои", - отметил эксперт.
Политолог Михаил Виноградов считает наиболее удачными ролики "Справедливой России", которая, по его словам, "достаточно хорошо эксплуатировала тематику повышения пенсий и тарифов ЖКХ и вообще общего ощущения несправедливости окружающего устройства".
"Лучшими я считаю ролик эсеров о повышении пенсии и тарифов ЖКХ и ЛДПРовский ролик о том, как взятка перекочевывает от одного к другому, от коммунальщика к гаишнику и так далее", - сказал он.
По мнению политолога Валерия Хомякова, самыми "напористыми" были ролики ЛДПР.
"Я далеко не во всем согласен с тем, что из этой партии звучит. Но я говорю о качестве. Выбрана целевая аудитория, на эту целевую аудиторию работают эти рекламные ролики. Жириновский весь такой могучий, хочет показать, что он сильный и способен сделать то, что обещал, как он делает в течение 20 лет", - сказал он.
Политолог Михаил Ремизов также считает, что жестче и сильнее всего в жанре видеоагитации работает ЛДПР.
"Они исповедуют такую наполеоновскую тактику предвыборной кампании, когда сосредотачивают психологический нажим в конкретном месте, в конкретное время", - сказал он.
В числе наименее удачных роликов эксперты назвали видео "Яблока" и "Патриотов России".
"Яблоко" может рассматриваться, как политический игрок. Но на мой взгляд, у них скорее неудачная видеоагитация. Никакого нового Явлинского мы не увидели, меня это не вдохновляет", - сказал Ремизов.
Хомяков добавил, что "Яблоко" "эксплуатирует образ, что они самые-самые честные", однако партии, по его мнению, это вряд ли поможет.
"У "Яблока", мне кажется, слабовата реклама и у "Патриотов России" - они выдержаны в архаичной, я бы сказал, стилистике, не учитывают новых форматов, которые востребует средний класс, жители больших городов", - сказал Орлов.
При этом он подчеркнул, что плохие ролики есть у всех политический партий.
Зрительские симпатии
По данным ВЦИОМ, наибольшее внимание телезрители уделили роликам ЕР и ЛДПР - их видели по 47% россиян. Видео КПРФ привлекло внимание 38% опрошенных, "Справедливой России" - 37%. Среди непарламентских партий лидером просмотра оказалось "Яблоко" (23%), ролики "Патриотов России" посмотрели 16% россиян, "Правого дела" - 14%.
Согласно опросу, агитационные ролики большинства партий получили больше положительных, чем отрицательных отзывов. Исключение составила лишь партия "Яблоко", о роликах которой зрители склонны отзываться скорее негативно (15%), нежели позитивно (8%).
Почти треть (32%) опрошенных сказали, что им понравились ролики "Единой России". Видео ЛДПР понравилось 27% россиян, "Справедливой России" - 25%, КПРФ - 22%. Ролики каждой из непарламентских партий понравились 5-8% россиян.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 19-20 ноября 2011 года. Опрошено 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Агитация с рисками и без
К созданию роликов партии подходили с разными установками, считают специалисты.
Так, Ремизов отметил, что агитационные ролики коммунистов в интернете и на ТВ достаточно сильно различаются.
"Я видел несколько достаточно хороших, креативных роликов (КПРФ) в сети, которые могли бы привлечь нового избирателя. Но на телеэкране мы видим тот же официоз, что и в середине 1990-х, который давно знаком, как будто ничего не изменилось. Видимо, политтехнологи решили не рисковать", - сказал политолог.
Главным плюсом агитационных роликов ЕР он считает то, что партия "не пережимает".
"Если она на полную мощность включит такой пропагандистский официоз, то чем больше его будет на телеэкранах в агитации, тем больше мобилизуется протестная явка. В чем не заинтересована партия власти. Для нее более оптимальна такая спокойная, позитивная агитация, без резких выпадов в сторону оппонентов. Эта стилистика выдерживается", - отметил Ремизов.
Снятие с эфира роликов "Справедливой России", напротив, сыграло на руку партии, считает политолог. "В случае с эсерами главный успех - это снятие ролика, потому что это дополнительный фокус внимания на партии", - сказал он.
ВГТРК снял с эфира предвыборные ролики эсеров и ЛДПР после письма ЦИК, указавшего на возможное наличие в них признаков культа насилия и предвыборной агитации против других партий.
Задача видеоагитации
Ключевой задачей большинства роликов было преодоление усталости избирателей от партий, считает Виноградов. "Рекламщики с этой задачей справились на "троечку", - добавил он.
По мнению Ремизова, ролики "играют сугубо фоновую, вспомогательную роль".
"Скорее, это способ подспудного формирования какого-то образа, лица партии в кампании. Мобилизует избирателей больше всего способность завязать несколько конфликтов, интриг, которые позиционировали бы повестку партии, качество лидера в выигрышном ключе. Примером конфликта могут быть эти самые снятия роликов. Конфликт оппозиционера и системы", - сказал эксперт.