27 сентября состоятся выборы депутатов немецкого парламента - бундестага. Выборы начнутся в воскресенье с открытия в 08.00 (10.00 мск) по всей стране избирательных участков. Одновременно с федеральной в стране пройдут и две региональные кампании - выборы депутатов в земельные парламенты Бранденбурга и Шлезвиг-Гольштейна.
К выборам допущено 29 партий, правом голоса смогут воспользоваться 62,2 миллиона избирателей. В общей сложности на 598 депутатских мест претендуют 2 тысячи 79 кандидатов. Срок полномочий парламента - четыре года.
Бундестаг ФРГ - германский парламент - является высшим законодательным органом страны. Деятельность бундестага регламентируется статьями 38-49 Конституции ФРГ, принятой 23 мая 1949 года. Согласно Конституции, бундестаг принимает законы, ратифицирует международные договоры, избирает федерального канцлера и федеральных судей, контролирует деятельность кабинета министров, утверждает федеральный бюджет, выносит решения об объявлении состояния обороны.
Бундестаг избирается сроком на 4 года путем всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании лицами, достигшими 18 лет. Право быть избранным имеет лицо, являющееся германским гражданином не менее года и достигшее на день выборов совершеннолетия (18 лет).
На выборах в бундестаг применяется смешанная избирательная система: половина от общего числа депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, другая половина - в многомандатных избирательных округах по пропорциональной системе через земельные партийные списки. В некоторых случаях возможно предоставление депутатам дополнительных мандатов.
Согласно статье 39 Конституции ФРГ, новые выборы проводятся не ранее чем через 45 и не позднее чем через 47 месяцев после начала легислатуры (срока полномочий). Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5 процентов голосов за партийный список по ФРГ в целом либо провести не менее трех депутатов по одномандатным округам по всей стране.
Представленные в бундестаге партии создают парламентские фракции. Фракция может быть образована группой депутатов, насчитывающей не менее 5 процентов от общей численности бундестага. Каждая фракция бундестага избирает правление: председателя, его заместителей, а также оргсекретарей.
По предложению парламентских фракций на первом пленарном заседании бундестага избираются президент бундестага и вице-президенты. По традиции президент избирается из числа депутатов крупнейшей фракции.
Правом законодательной инициативы в ФРГ обладают федеральное правительство, бундесрат, фракции бундестага, а также отдельные группы депутатов. В среднем за легислатурный период бундестаг обсуждает около 500 законопроектов.
Для разработки законопроектов в бундестаге создаются постоянные комитеты. Комитеты изучают представленные в бундестаг законопроекты и дают по ним заключения. При необходимости в целях более детального обсуждения какого-либо вопроса могут создаваться спецкомитеты, а в рамках комитетов бундестага - подкомитеты. Члены финансового комитета участвуют в обсуждении законопроектов во всех других комитетах.
Для более тщательного изучения депутатами вносимых на обсуждение в бундестаг вопросов проводятся "слушания" с участием специалистов и представителей заинтересованных сторон, имеют место "большие" и "малые" запросы в адрес правительства. На регулярных встречах депутатов с представителями правительства (т.н. "час вопросов" или "актуальный час") члены бундестага имеют возможность выяснить мнение членов кабинета по отдельным актуальным проблемам.
Последнее из нововведений в этой области состоит в организации опроса мнений членов правительства после заседания кабинета, когда депутаты в течение получаса имеют право задавать вопросы по повестке дня состоявшегося заседания правительства.
Допускается совмещение постов члена бундестага и правительства.
Основные политические партии ФРГ:
Христианско-демократический союз ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) - формально являются самостоятельными партиями, однако действуют в тесном блоке и образуют единую фракцию в бундестаге. Созданы в 1945 г.
Находилась у власти с момента образования ФРГ до 1969 г. и в 1982-1998 гг. С октября 1998 г. - в оппозиции, с ноября 2005 г. - вновь у власти в "большой коалиции" с СДПГ.
Социальная база ХДС - предприниматели, чиновничество, крестьянство, религиозно настроенные рабочие. Опирается на поддержку церкви, прежде всего католической.
ХСС по политическим целям является родственной ХДС партией, однако, по ряду вопросов занимает более консервативные позиции.
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) возникла в 1875 г., в 1933 г. распущена фашистским правительством, возобновила свою деятельность в ФРГ в 1946 г. Самая многочисленная партия ФРГ, число членов СДПГ составляет около 600 тыс. человек.
СДПГ выступает за сохранение частной собственности и свободного предпринимательства, ставит своей задачей обеспечение "классового мира" в обществе, примирение интересов труда и капитала. В 1998-2005 гг. находилась у власти в коалиции с партией "Союз 90/Зеленые".
Свободная демократическая партия (СвДП) - либеральная партия, создана в 1948 году.
Выражает интересы части средних и мелких предпринимателей, врачей, служащих, чиновников и лиц свободных профессий.
В 1949-1956 гг., 1961-1966 гг. и с 1982 г. входила в правительственную коалицию с ХДС/ХСС, в 1969–1982 гг. - с СДПГ.
Партия "Союз 90/Зеленые" создана в апреле 1993 г. после объединения западногерманских "зеленых" с правозащитным движением из бывшей ГДР "Союз 90". В 1998-2005 гг. находилась у власти в коалиции с СДПГ. С ноября 2005 г. - в оппозиции.
Левая партия ("Ди Линке") - возникла в июле 2005 г. в преддверии всеобщих выборов в результате объединения Партии демократического социализма (ПДС) и вышедшей из СДПГ лево-социальной группировки ("Партия труда и социальной справедливости"). На выборах 18 сентября 2005 г. преодолела 5% барьер и вошла в бундестаг.