25 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Глеба Лозино-Лозинского, генерального директора - главного конструктора Научно-производственного объединения (НПО) "Молния", генерального конструктора орбитального корабля «Буран».
© РИА Новости / Борис Приходько | Перейти в медиабанк25 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Глеба Лозино-Лозинского, генерального директора - главного конструктора Научно-производственного объединения (НПО) "Молния", генерального конструктора орбитального корабля «Буран».
25 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Глеба Лозино-Лозинского, генерального директора - главного конструктора Научно-производственного объединения (НПО) "Молния", генерального конструктора орбитального корабля «Буран».
1 из 10
© РИА Новости / Александр Моклецов | Перейти в медиабанк«Буран» – первый орбитальный корабль многоразового использования, который был создан в СССР.
«Буран» – первый орбитальный корабль многоразового использования, который был создан в СССР.
2 из 10
© РИА Новости / Александр Моклецов | Перейти в медиабанкОн был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля – космос – Земля.
Он был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля – космос – Земля.
3 из 10
© РИА Новости / Александр Моклецов | Перейти в медиабанкРазработка «Бурана» продолжалась более 10 лет. В 1976 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы. Многоразовая космическая система, которая получила название «Энергия» – «Буран» включала в себя ракету-носитель тяжелого класса «Энергия», орбитальный корабль (ОК) «Буран», наземные средства подготовки, проведения пуска и управления полетом.
Разработка «Бурана» продолжалась более 10 лет. В 1976 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы. Многоразовая космическая система, которая получила название «Энергия» – «Буран» включала в себя ракету-носитель тяжелого класса «Энергия», орбитальный корабль (ОК) «Буран», наземные средства подготовки, проведения пуска и управления полетом.
4 из 10
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкДля создания планера орбитального корабля «Буран» было образовано специализированное предприятие – Научно-производственное объединение «Молния». В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который уже в 1960-е годы работал над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль». На фото: 1988 год. Многоразовая космическая система "Энергия" - "Буран" на стартовой площадке космодрома Байконур.
Для создания планера орбитального корабля «Буран» было образовано специализированное предприятие – Научно-производственное объединение «Молния». В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который уже в 1960-е годы работал над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль». На фото: 1988 год. Многоразовая космическая система "Энергия" - "Буран" на стартовой площадке космодрома Байконур.
5 из 10
© РИА Новости / Александр Моклецов | Перейти в медиабанкПри создании орбитального корабля, систем и агрегатов были реализованы новые технические идеи, применены современные элементная база и конструкционные материалы, внедрены достижения электронной техники, в том числе бортовые вычислительные машины, создано соответствующее программно-математическое обеспечение, разработаны новые технологические процессы и многое другое, что в совокупности позволило существенно повысить уровень разработки и выполнить предъявляемые к орбитальному кораблю требования. На фото: 1988 год. Орбитальный корабль "Буран", выполнив двухвитковый полет по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома "Байконур".
При создании орбитального корабля, систем и агрегатов были реализованы новые технические идеи, применены современные элементная база и конструкционные материалы, внедрены достижения электронной техники, в том числе бортовые вычислительные машины, создано соответствующее программно-математическое обеспечение, разработаны новые технологические процессы и многое другое, что в совокупности позволило существенно повысить уровень разработки и выполнить предъявляемые к орбитальному кораблю требования. На фото: 1988 год. Орбитальный корабль "Буран", выполнив двухвитковый полет по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома "Байконур".
6 из 10
© РИА Новости / Александр Моклецов | Перейти в медиабанкК 1984 году был готов первый полномасштабный корабль «Буран». Корабль был построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имел аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, – руль направления и элевоны. Он был способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до двух тысяч километров.
К 1984 году был готов первый полномасштабный корабль «Буран». Корабль был построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имел аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, – руль направления и элевоны. Он был способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до двух тысяч километров.
7 из 10
© РИА Новости / Игорь КостинДлина «Бурана» 36,4 метра, размах крыла около 24 метра, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля – более 100 тонн, из которых 14 тонн приходится на топливо. В его обширном грузовом отсеке мог размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек была вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.
НА фото: 1989 год. "Крылатый тандем". Грузовой самолет АН 225 "Мрия" с многоразовым космическим кораблем "Буран" совершает перелет во Францию на авиакосмический салон в Ле-Бурже с промежуточной посадкой в Киеве.
НА фото: 1989 год. "Крылатый тандем". Грузовой самолет АН 225 "Мрия" с многоразовым космическим кораблем "Буран" совершает перелет во Францию на авиакосмический салон в Ле-Бурже с промежуточной посадкой в Киеве.
Длина «Бурана» 36,4 метра, размах крыла около 24 метра, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля – более 100 тонн, из которых 14 тонн приходится на топливо. В его обширном грузовом отсеке мог размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек была вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.
НА фото: 1989 год. "Крылатый тандем". Грузовой самолет АН 225 "Мрия" с многоразовым космическим кораблем "Буран" совершает перелет во Францию на авиакосмический салон в Ле-Бурже с промежуточной посадкой в Киеве.
НА фото: 1989 год. "Крылатый тандем". Грузовой самолет АН 225 "Мрия" с многоразовым космическим кораблем "Буран" совершает перелет во Францию на авиакосмический салон в Ле-Бурже с промежуточной посадкой в Киеве.
8 из 10
© РИА Новости / Игорь Костин | Перейти в медиабанкВажной особенностью «Бурана» являлась его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состояло из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе. На фото: 1989 год. Грузовой самолет АН-225 "Мрия" с многоразовым космическим кораблем "Буран".
Важной особенностью «Бурана» являлась его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состояло из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе. На фото: 1989 год. Грузовой самолет АН-225 "Мрия" с многоразовым космическим кораблем "Буран".
9 из 10
© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкПри внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие – он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме, а не управляться оператором с земли, а также в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах срабатывала катапульта для первых двух пилотов; на большой высоте в случае нештатной ситуации «Буран» мог отделяться от ракеты-носителя и совершать экстренную посадку.
На фото: Август 1989 года. Байконур. Американские конгрессмены и члены Верховного Совета СССР возле орбитального корабля "Буран" многоразовой транспортной системы "Энергия - Буран".
На фото: Август 1989 года. Байконур. Американские конгрессмены и члены Верховного Совета СССР возле орбитального корабля "Буран" многоразовой транспортной системы "Энергия - Буран".
При внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие – он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме, а не управляться оператором с земли, а также в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах срабатывала катапульта для первых двух пилотов; на большой высоте в случае нештатной ситуации «Буран» мог отделяться от ракеты-носителя и совершать экстренную посадку.
На фото: Август 1989 года. Байконур. Американские конгрессмены и члены Верховного Совета СССР возле орбитального корабля "Буран" многоразовой транспортной системы "Энергия - Буран".
На фото: Август 1989 года. Байконур. Американские конгрессмены и члены Верховного Совета СССР возле орбитального корабля "Буран" многоразовой транспортной системы "Энергия - Буран".
10 из 10