Обозреватель МИА "Россия Сегодня" Вера Костамо, Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), остров Гукера, бухта Тихая, национальный парк "Русская Арктика"
Продолжение очерка о людях, работающих в бухте Тихая, на Земле Франца-Иосифа". Начало см. "Русская Арктика: мама, меня не съели" и "Русская Арктика: влюбиться и остаться"
Остров моржей и гаг
От бухты Тихая до острова Мертвого Тюленя можно добраться по морю на моторной лодке минут за 30-40. Небольшой остров делят между собой моржи и гаги. К крупному лежбищу моржей туристов не возят. Люди здесь бывают очень редко. В полевой сезон, летом, появляются инспекторы и научные сотрудники национального парка "Русская Арктика".
Лодка режет волну, летят ледяные брызги, мы с Марией Гаврило, заместителем директора нацпарка по научной работе, только успеваем прятать от соленой воды технику.
То справа, то слева из воды выглядывают моржи. Рулевой Алексей Кабанихин счастлив: после нескольких недель работы на острове Гукера вышли в море.
Волна у берега высокая, но "наука" коллегиально решает не обходить остров с другой стороны, а попробовать высадиться здесь. Сергей и Алексей в гидрокостюмах выпрыгивают в воду, подтаскивают лодку ближе к камням. Температура воды минусовая.
Из запланированных работ: взятие проб биопсии у моржей, демонтаж интервальных камер, установленных в прошлом полевом сезоне. Из двух камер видно только одну, после проверки окажется, что она сняла более двух тысяч кадров лежбища моржей. Вторая не без помощи этих же животных слетела вместе с опорой.
Алексей заряжает арбалет, подбирается к моржам на расстояние выстрела. На суше животные чувствуют себя не очень уверенно, оглядываются на человека. Алексей стреляет, стрела с полой шайбой забирает небольшую пробу биоматериала. Вернуть ее можно, потянув за леску. Для моржа такая процедура неприятна, но безвредна.
Крупная самка вскидывается — проба взята. Таких достаточно быстрых проб, по словам Алексея, будет еще девять.
Ветер усиливается, Мария с Сергеем уходят на другую сторону острова, где гнездятся гаги, — нужно попробовать успеть сделать все запланированные дела. В прошлом сезоне группа осталась на острове на много часов из-за высокой волны.
От борща до генератора
Леша заходит в наш дом в бухте Тихая. "Наука" неизменно живет в доме номер 15. Так что мы почти соседи. Задачи и расписание у инспекторов, занимающихся строительством и реконструкцией полярной станции, и научной команды — разные. Поэтому пересечься можно только так — зайти в гости или по-соседски за хлебом-солью.
— Юль, а напомни мне, как борщ варить?
Юля, инспектор парка на этот полевой сезон, рассказывает. Пока группа работает на плато, Алексей занимается домашними делами. Вообще, в обязанности Алексея входит обеспечение экспедиционных работ и их безопасность.
— В парке я с 2013 года, работаю четвертый сезон. В среднем провожу на территории пять месяцев в году. Делать приходится практически все — от борща до переборки дизельного генератора.
Алексей 25 лет занимается туризмом. Первый раз попал в экспедицию в четыре года с отцом. Работал в студенческом отряде спасателей, городской службе спасения, МЧС.
— Все навыки и умения, которые у меня были, пригодились и для работы в парке. Водолазные работы, работа с альпснаряжением, с различной техникой. Это точно мое место. Я не могу работать плохо, как только я недоработаю — мы сразу заплатим человеческой жизнью. Я очень серьезно к этому отношусь. Любая мелочь может иметь катастрофические последствия.
Вернуться нельзя остаться
На крыльце курят мальчишки. Обсуждают, какой айсберг приплыл сегодня. Проходит время перерыва, окурки тушатся и, если под рукой не оказывается мусорной бочки, складываются в карманы рабочих курток. Такая привычка, говорят парни, очень смешит окружающих на материке.
О конце сезона и возвращении на большую землю почти не говорят. Шутят только, что в прошлом году остались в Тихой на еще один незапланированный месяц. Если в этот раз сложится также, никто не будет против.
Арктика, территория, забравшая столько жизней, место, где были сконцентрированы мужество, преодоление, страх и борьба, теперь достаточно доступна. Иногда создается впечатление, что она утратила свое очарование и дух. Но это только кажется. Почти космические пейзажи, внезапные порывы ветра, шторм — все напоминает о том, что человек здесь только гость. Арктика глубоким пластом ложится в подсознание. Эти бесконечные вневременные льды, которые ты видишь день за днем, только напоминают — ты хрупок и в основном одинок.
По возвращении с территории для сотрудников "Русской Арктики" начинается подготовка к новому сезону. Экспедиционному центру нужно промыть и почистить все оборудование, приготовить к работе. Процесс простой, но занимает много времени: техники и экипировки у парка много.
Следующая экспедиция стартует уже весной.
Доработать напильником
До экспедиций и уже во время их проведения приходится многое изобретать. У сотрудников парка настолько специфическая работа, что часто подходящего оборудования не придумано, или его нет под рукой.
— В 2014 году в апреле-марте мы работали втроем на Земле Александры. Была задача сделать подледные съемки. Мы взяли швабру, прикрепили к ней камеру GoPro, записали очень интересные звуки, похожие на пение соловья под водой. Идентифицировать звук не смогли. Отдали на обработку в лабораторию, оказалось, что эти звуки издает морской заяц, — рассказывает Алексей. — Опустили все камеры на всех швабрах, которые нашли, назвали в шутку это приспособление "шваброкам". Получили очень интересные результаты — 16 эпизодов с нерпой. Это на 15 результатов больше, чем у группы из 25 американцев, которые работали в течение месяца. При этом они снимали на профессиональную камеру для подводных съемок.
В 2013 году сотрудники парка принимали участие в экспедиции National Geographic на судне "Поларис", длилась она больше месяца.
— Работали мы почти по всем островам ЗФИ. Нагрузка была колоссальная: заниматься приходилось всем, от водолазных работ до сопровождения групп на островах. Каждый день было по три-четыре высадки на острова.
На кухонном столе трещит рация. Алексея ждут на склоне.
— Дело не только в месте, куда ты попадаешь, дело в людях. Это самый важный момент. В Арктику случайные люди попадают, но не задерживаются. Не всех Арктика принимает. Нельзя взять эту территорию нахрапом. Нужно быть тем, кто ты есть. Постепенно Арктика откроет тебя, какой ты — настоящий.