Вера Костамо, РИА Новости.
О некоторых проблемах мы вспоминаем только тогда, когда в календаре обозначится та или иная дата или когда проблема коснется нас самих. 17 августа отмечался Международный день бездомных животных. Повод зайти на сайт какого-нибудь приюта, полистать картотеку с собачьими лицами, выйти и забыть.
Недавно подруга взяла бездомного пса. Веселого и бестолкового Тимона. Потому что свою жизнь изменить сил не было, а изменить одну, но собачью, нашлись. Так Тимон оказался дома, "на ручках", как говорят о пристроенных животных в приютах. Повезло. Потенциальная "мама" долго просматривала сайты, как обычно делают усыновители детей. Увидела, поняла, что "свой" и забрала. За год из муниципальных приютов Москвы и области забирают около пяти тысяч животных.
Бывает, что возвращают, все как в детских домах. В Москве и области сейчас работают 13 муниципальных и 25 частных приютов. В муниципальных приютах содержатся 15 тысяч животных, в частных от пяти до 10 тысяч.
Щенячье сердце
Днем 29 июля восемнадцатилетняя Катя Морозова чуть не погибла под колесами электрички, спасая бездомного щенка. Девушка увидела, что животное не успевает уйти с рельс, подхватила щенка на руки, но сама убежать не успела. От мощного удара Катя отлетела в сторону насыпи, где ее через 40 минут нашли врачи скорой помощи. У девушки тяжелые травмы, сейчас она находится в отделении реанимации Института хирургии имени А.В. Вишневского. Щенок лишился половины передней лапы и тоже остался жив.
Мама Кати, Елена Николаевна, говорит, что поступок дочери не героизм, так поступил бы любой нормальный человек.
"Спасти живое существо – нормально", — говорит Морозова. – Катя и сама как щеня смотрит на мир открытыми глазами".
Примерно через два месяца при положительной динамике Катю планируют перевести в отделение гнойной хирургии, потом ее ждет реабилитация и придется учиться ходить заново.
Кто-то считает Катин поступок глупым, кто-то настоящим. В социальной сети создана группа в ее поддержку, на проходную больницы приносят письма и открытки для девушки.
"Дома у нас всегда были животные. Сейчас есть кошка Мося. Скорее всего, и щенка заберем себе, если не найдется достойный хозяин. Я уже дочке сказала, что гулять с собакой будет она сама", — говорит Катина мама.
Не ваше собачье дело
У зоозащитников есть свои аргументы в пользу бездомных собак и кошек, и они убедительны, у граждан, пострадавших от нападения животных или им сочувствующих — свои, и они тоже не вызывают сомнений.
Только государство держит нейтралитет. Три года рабочая группа, занимающаяся проектом закона о защите животных, не может выдать конкретный алгоритм действий.
"Раньше законопроект был вывешен на сайте Комитета по природопользованию и экологии Думы, а также на сайте Думы, то на сегодня информации о том, что происходит с документом, нет. Более того, на официальный запрос дать пофамильный список членов рабочей группы, мы получили только названия структур", — рассказывает Дарья Хмельницкая, директор благотворительного фонда помощи животным "Вирта".
Зоозащитники давно говорят о мерах, которые помогут сократить количество животных, оказавшихся на улице. Это налог на не стерилизованное домашнее животное, на разведение животных и обязательное чипирование.
В мире есть штрафы за то, что ты выбросил свое животное, не говоря уже о наказании за жестокое обращение.
Рабочая группа при Общественной палате провела пять слушаний, два из них были непосредственно посвящены проблеме жестокого обращения с животными.
"Подвижки в вопросе есть. Министерство внутренних дел РФ инициировало изменения статьи 245 УК РФ "Жестокое обращение с животными", на перенос статьи в степень средней тяжести и увеличение срока от двух до четырех лет лишения свободы. Ждем решения Думы", — говорит Хмельницкая.
Откуда лапы растут
Причин, почему животные оказываются на улицах несколько: неконтролируемый приплод домашних животных, совершенно неконтролируемый бизнес заводчиков, приплод бездомных животных. Есть еще и потеряшки, но они чаще всего погибают в городской среде.
По мнению Хмельницкой, причиной того, что беспризорных животных по-прежнему много, является еще и нерешенный вопрос утилизации пищевых отходов.
"Это является пищевой базой для животных-компаньонов. В связи с этим говорить о каких-либо методах воздействия бесполезно. Отстреливать собак бесполезно, обезвредить можно только тех, которые подпускают близко. Зоозащитники давно предлагают как метод регулирования – программу стерилизации. С 2001 года эта программа работает в Москве", — говорит Хмельницкая.
По словам Дарьи, стерилизованная собака держит территорию, но не размножается и не является агрессивной. Частично такие животные выпускаются, частично размещаются в приюты.
"На Западе принято брать животных из приюта, это считается хорошим тоном. Развита система частных учреждений, которым помогает государство. Например, в Германии, приюту за каждое новое животное дается 300 евро на обследование, лечение. Наши частные приюты работают за счет энтузиастов", — говорит Дарья.
Ветеринарные клиники в России никаких льгот и скидок не предоставляют, если вы привезете бездомную собаку. В среднем на содержание собаки, например сбитой машиной, в обычном стационаре уйдет тысяча рублей в сутки. Не говоря о процедурах. Фонды, занимающиеся помощью бездомным животным, работают за счет волонтеров и благотворителей.
Развитие социальных сетей сильно повлияло на популяризацию проблемы. Появилось много групп, связанных с беспризорниками из мира животных и их защитой. Волонтер выбирает "свое" животное и ведет его в соцсетях, как говорится, пиарит. Обычно это размещение фотографии и истории животного, поиск средств на лечение и содержание и, в лучшем случае, семьи.
Собачья жизнь
В Москве действует постановление №819, по которому животные в приютах содержатся до момента ухода в семью или естественной смерти. Но за счет государства собаки или кошки содержится не более шести месяцев, далее только на деньги спонсоров. Конечно, это шанс уйти в семью или просто остаться в живых. Агрессивные и неизлечимо больные животные усыпляются. Слово эвтаназия, которое стали часто употреблять, некорректно по отношению к животному.
"Давайте называть вещи своими именами, убийство – это не эвтаназия", — говорит Хмельницкая. Причина вопроса — в нас самих. Мы часто слышим, что у нас не решены многие "человеческие" проблемы, тут не до животных. А может, начать с человеческого отношения к другим, хоть и четвероногим?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции