МОСКВА, 27 янв, — РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
На выходных в Москве и еще 14-ти городах России — от Йошкар-Олы до Сочи — прошел так называемый день проверки отделений полиции. Все желающие активисты ходили по отделениям полиции и проверяли их на доступность гражданам.
Полиция об акции знала заранее, отнеслась к ней благосклонно и даже успела подготовиться. Возможно, именно поэтому акция прошла в атмосфере взаимопонимания, а главной претензией к полицейским стало отсутствие пандусов.
Юридический и философский аспекты
"В целях обеспечения вашей безопасности не рекомендуем вести мониторинг в одиночестве", — советует инструкция, которую организаторы раздают всем, кто собирается участвовать в дне проверки отделений. Скачав инструкцию из интернета, любой желающий, независимо от своих политических взглядов, может поучаствовать в проверке. Суть акции — в тестировании полиции на открытость гражданам.
"Полиция не воспринимает себя как сервисную службу. Она воспринимает себя скорее как сила государства, которая служит целям власти", — объясняет организатор акции, заместитель директора правозащитной организации Transparency International-Russia Иван Ниненко активистам, собравшимся накануне акции в Лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики.
Вместе с инструкцией надо скачать анкету, которую будут заполнять все "проверяющие". "Легко ли найти участок от остановки транспорта? Есть ли указатель?" — спрашивает анкета. Важный момент — организаторы акции уверены, что любой житель России имеет право в любой момент зайти в отделение.
"Тут есть юридический момент, есть философский, — поясняет Ниненко. — Первый такой: в соответствии с законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов" граждане имеют право ознакомиться с информационными стендами о правилах работы полиции. Но висят такие стенды внутри отделений. Соответственно, чтобы ознакомиться с ними, гражданин имеет право зайти внутрь".
Кроме того, замечает Ниненко, сами руководители МВД много говорят о том, что работа полиции должна быть прозрачна. Ну а в самих отделениях активистов интересуют информационные стенды с правами задержанных, а также с контактными телефонами руководителей отделения, Общественного совета при МВД и Общественной наблюдательной комиссии. Требования активистов к полиции основаны на законах "О полиции", а также приказах самого МВД.
Накануне организаторы акции ходили в Управление МВД по Москве и предупредили об акции. Как уверяют активисты, в полиции к этому отнеслись благосклонно, похвалили за активность и пообещали внимательно изучить и принять к сведению результаты "проверки".
— А если нас повинтят?— переживает активистка Юля.
— Тогда будем проводить мониторинг изнутри, — отшучивается Иван. — Я добавлю в анкету пункт "Дают ли сделать один телефонный звонок".
Акция в практике Ниненко и его друзей не первая. В прошлом году они прославились на всю страну, несколько раз проведя день проверки документов — активисты в разных городах подходили к полицейским и спрашивали, почему у них нет нагрудных жетонов (если их не было).
Как утверждают сами активисты, если до начала акции многие полицейские действительно ходили без жетонов и установить их личность при желании было трудно, то теперь они всегда ходят с жетонами. Как и полагается.
"Мои друзья почему-то боятся проверять полицейских"
На следующий день у памятника Грибоедову на Чистых прудах, откуда стартуют проверки, к активистам присоединяются представители "главка" — ГУМВД по Москве. Настроены они, впрочем, мирно. "Любой человек может зайти в отделение. Единственное, могут записать паспортные данные — ну так ведь это режимный объект, — разъясняет журналистам позицию МВД заместитель начальника Управления информации и общественных связей столичного ГУМВД Александр Юдин. — Ну и, конечно, мы за то, чтобы люди приходили к нам по делу, а не просто так.
Полтора десятка активистов — студенты "Вышки", представители Московской Хельсинской группы, других общественных организаций, просто граждане — разбиваются на несколько групп и получают список отделений. Корреспондентам РИА Новости достается группа ребят второго-третьего курса юридического и исторического факультетов ВШЭ.
"Правозащитная деятельность мне стала интересна, наверное, как и всем, после выборов в Госдуму", — поясняет Арсений с факультета истории. "Да, никто из нас не застрахован, что не попадет в ОВД "Дальний" (отделение полиции в Казани, где бутылкой пытали задержанного, — РИА Новости), — поддерживает его третьекурсник с этого же факультета Иван.
"А мне просто не нравится, что полиция сама не всегда соблюдает закон, — делится Антон с факультета права. — Мы уже заставили их носить нагрудные знаки, теперь пора делать следующий шаг". Правда, сетует Антон, пока что жители Москвы гораздо активнее в этом направлении, чем в регионах. Антон удивляется, что когда он подбивал подходить к полицейским своих друзей в родных Чебоксарах, те боялись это делать.
В новой акции, впрочем, регионы участвуют активнее. "Твиттер" уже полон сообщениями с тэгом #ДПО (день проверки отделений).
"Дежурный приклеил рядом со своим окном наклейку "Я не беру взяток", — сообщает активист из Сочи. "Мы замерзли", — жалуются из Тюмени.
"Принимаем всех"
Мы приходим в ОВД "Китай-город" на улице Ильинка — одно из самых знаменитых среди политических активистов отделений полиции, куда почти после каждой акции оппозиционеров привозят ее участников. Впрочем, если раньше ты здесь не был, найти отделение не так просто — к нему нет никаких указателей.
Двор уставлен дорогими джипами. На входе в отделение — настоящая бронированная стена. Иван Чернявский говорит в маленькое окошко автоматчику: "Здравствуйте! Мы участвуем в гражданском мониторинге выполнения федерального закона "О полиции" и приказов МВД".
Охранник реагирует недружелюбно и безуспешно пытается выяснить, по какому все-таки делу пришли парни.
— А вы кто?— интересуется он.
— Мы — граждане Российской федерации.
— Очень приятно вас видеть, — хмуро говорит полицейский и пускать отказывается. Но тут появляются чины постарше: они слышали об акции и активистов ждут.
"Мы надеялись, что нас не посетят. Но мы принимаем всех", — говорит заместитель начальника отдела полиции подполковник Владимир Дуров.
Переписав паспортные данные, парней пускают. На входе висит длинный лозунг: "Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас — это хорошо говорить самим". Рядом — стенд "Динамовец" с отчетом "О проведении соревнований по стрельбе из боевого оружия" и "Контрольными нормативами по физической подготовке для женщин". Стенды фотографировать разрешают, а вот пульт дежурного — нельзя.
"А давайте мы вам комнату для разбирательства с доставленными покажем?" — радушно предлагают полицейские. Небольшая комнатушка, где дознаватели обычно выясняют личность нарушителей, украшена "Стендом задержанного". На столе телефон, по которому задержанный может совершить тот самый "один звонок". Рядом — кушетка. "Это на случай, если кому-то станет плохо", — поясняет офицер.
На шкафу стоят несколько симпатичных рисунков с корабликами. "Недавно задерживали одного за хулиганство. Ему так у нас понравилось, что теперь он каждую неделю по новому рисунку дарит. Сам приносит", — немного смущаясь, объясняет Дуров.
"Ну и как вам у нас, понравилось?" — интересуется у студентов начальник ОВД Олег Васильев. Кажется, он действительно переживает.
"Инвалиды к вам не смогут попасть, — честно отвечают парни. — Пандусов нет, а дверь очень узкая".
"Надо будет — ворота откроем, на руках занесем", — обещают полицейские.
"Бить — это прошлый век"
Примерно та же картина во всех отделениях — пандусов нигде нет, но сотрудники везде обещают, если надо, занести колясочника. Пускают активистов везде, правда, переписывая паспортные данные. Фотографировать и снимать на видео разрешают только информационные стенды.
"Проходите, сами убедитесь, что здесь никого не бьют. Бить — это прошлый век", — встречает комиссию помощник начальника ОВД по району Замоскворечье по работе с личным составом Станислав Волков. Это единственное отделение, куда можно заехать на коляске. Станислав Викторович любезно показывает отделение, к тому же оказывается, что его сын тоже учится в "Вышке". Прямо на входе — плакат "Доверие народа — сила полиции".
"Из этого здания был этапирован Сталин, — рассказывает Волков. — Здесь ему обер-полицейский вручил дорожный лист, и поехал он в Сибирь". Волкову вообще, похоже, нравится его работа. "Из моего окна церковь красная видна, — показывает Волков на красные купола. — Знаете, когда колокола бьют… Эх!"
Тут участникам проверки приходит смска, что в ОВД "Басманное" доставили восьмерых оппозиционеров. Они участвовали в несанкционированном пробеге по Чистым прудам в поддержку до сих пор находящихся под стражей участников Марша миллионов 6 мая прошлого года. "Как нас встретят, когда в отделении восемь задержанных?", — парни решают заехать и в "Басманное" тоже.
На входе в отделение на улице Новой Басманной уже толпятся журналисты и единомышленники задержанных. Большинство — в футболках с портретами тех, кого они считают политзаключенными.
Полицейский с автоматом на появление студентов "Вышки" реагирует сдержанно. "Сегодня уже были проверяющие, а вы кто такие?" — не хочет пускать он. Однако, заметив в руках уже знакомые ему бланки анкет, меняет гнев на милость: "а, так вы с дня проверки отделений? Что ж вы сразу не сказали?".
"Мы думали, вы тоже участники несанционированного пробега. Представляете, что начнется, если они сюда зайдут?" — извиняется помощник начальника отделения Александр Хлебодаров. Оппозиционеров выталкивают из предбанника на мороз, "проверяющих отделения", наоборот, запускают за решетку, переписав паспорта.
Внутри — полный порядок. В "обезьяннике" — хулиган, накануне подравшийся в ночном клубе. Рядом пишет заявление об ограблении приличного вида господин лет 60-ти. Около стены с аляповато нарисованными морем и пальмой стоит электронный терминал, в котором можно почитать о своих правах и о тонкостях работы силовых структур.
"Мы живем в великой стране, имя которой — Россия", — написано на синем терминале. "Очень удобно показывать на нем мигрантам, которые русский знают плохо и на слух не воспринимают", — объясняет Хлебодаров. В подтверждение его слов два больших и высоких полицейских подводят к терминалу щуплого гастарбайтера и начинают для него тыкать в экран терминала.
"Задержанных на несанционированной акции сейчас развели по кабинетам дознавателей, — успокаивает полицейский. — Сейчас составят протоколы и всех отпустят. А потом им придется отвечать в суде за административное правонарушение".
Довольны ли организаторы акции по проверке отделений полиции результатами?
"Может быть, полицейские подготовились к нашему приходу — кое-где мы видели новые стенды. Но наша задача — не застать их врасплох, а чтобы стенды висели, — резюмирует Иван Ниненко. — Если подобные акции проводить регулярно, то полиция привыкнет к выполнению собственных же нормативов".