Рейтинг@Mail.ru
Колыма на клочке бумаги: быт и живопись узников лагерей - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Колыма на клочке бумаги: быт и живопись узников лагерей

Читать ria.ru в
Дзен
История ГУЛага - это в первую очередь история узников. О Музее творчества и быта ГУЛага - репортаж Елены Косовой.

Самодельные чемоданы, по которым бывшие репрессированные узнавали друг друга на улицах, вещи, которые сопровождали их жизнь на зоне, — это лишь часть экспозиции Музея творчества и быта ГУЛага.

2 тысячи "единиц хранения"

Коллекция музея начинала складываться еще в конце 80-х годов, сейчас она насчитывает, выражаясь казенным языком, около двух тысяч единиц хранения.

© РИА Новости/Аврора . Антон Филанович Все экспонаты переданы в музей самими бывшими узниками или их родственниками
Все экспонаты переданы в музей самими бывшими узниками или их родственниками

Эти "единицы хранения" — свидетели страшных лет сталинских репрессий, лет, которые не подлежат забвению.

"Все, что здесь собрано, было передано либо самими бывшими политзаключенными, либо их родственниками, — поясняет хранитель Музея творчества и быта ГУЛага Светлана Фадеева. — А это и какие-то личные самодельные вещи, и просто предметы лагерного быта, и рукоделие, которое можно назвать произведением искусства, и живопись, и графика".

Клочок бумаги, художники-передвижники и выбитые зубы

Рисовать в лагере запрещалось. Исключение составляли художники, работавшие при культурно-воспитательной части, где подновляли и писали новые номера заключенным.

© РИА Новости/Аврора . Антон Филанович Лагерные чемоданы, которые заключенные, как правило, делали из посылочных ящиков
Лагерные чемоданы, которые заключенные, как правило, делали из посылочных ящиков

Спрятать краски и холсты от надзирателей было практически невозможно, а вот утаить клочок бумаги и огрызок карандаша удавалось многим.

"Ну как художник может не рисовать, разумеется, рисовали. Часто для узника это был еще и своеобразный заработок, — рассказывает Светлана Фадеева.  — Он по просьбе таких же репрессированных за часть пайки или табак рисовал их портреты. Конечно, изображались заключенные не в лагерных фуфайках, а в костюмах, ведь предназначались эти портреты для родных".

Рисунки передавались родным, как правило, с теми, кто освобождался из заключения: до этого момента портреты, как и прочие наброски, приходилось прятать.

Работы эстонского графика и живописца Юло Соостера попали в музей обгоревшими. Обнаружив рисунки при обыске, лагерные надзиратели швырнули их в печь. Художник  сумел спасти свое творчество, за что и поплатился выбитыми зубами.

"Жизнь художников, которых приписывали к культурно-воспитательной части, так называемой КВЧ, тоже радужной не назовешь, — рассказывает Светлана Фадеева. —  Конечно, у них под рукой были и краски, и бумага, и даже холсты, и рисовать они могли, особо не конспирируясь, но это были такие совершенно "крепостные творцы". После восхвалений "великому вождю и учителю", отображенных в стенгазетах и лозунгах, они обслуживали начальство исправительно-трудовых лагерей".

© РИА Новости/Аврора . Антон Филанович Рисунки Юло Соостера попали в музей обгоревшими
Рисунки Юло Соостера попали в музей обгоревшими

Художники рисовали портреты жен и родственников лагерных управленцев, украшали их дома репродукциями известных  картин. Чаще всего почему-то сотрудники НКВД делали заказы на работы передвижников: Репина, Сурикова, Саврасова.

Пилочка для ногтей в лагерном бараке

В музейных витринах много изделий с вышивкой, поступивших, в основном, из Мордовских женских лагерей, где на швейных фабриках шили белье для нужд красноармейцев. А потому заключенные имели возможность припрятать и нитки, и кусочки ткани.

© РИА Новости/Аврора . Антон Филанович Выпиленный кусок нар, на которых спала "Нона из Владивостока"
Выпиленный кусок нар, на которых спала Нона из Владивостока

Детские распашонки, платочки, футлярчики, салфетки, косметички: женщина и в лагерном бараке хотела оставаться женщиной. В подтверждение тому — еще один музейный экспонат.

"В моих руках небольшой тканевый мешочек, а в нем — керамический обломок. Никто из посетителей не может догадаться, что же это такое, — рассказывает Светлана Фадеева. — А на самом деле женщины использовали этот кусок как пилочку для ногтей".

У каждой из вещей, которые теперь хранятся в Музее творчества и быта ГУЛага, будь то самодельные зажигалки, трубки или блокноты, своя история, тесно переплетенная с судьбой владельца.   

Реабилитирован. Привет. Шура

При музее есть и большой архив личных документов политрепресированных. В нем — протоколы обысков, допросов, фотографии. Здесь собраны письма детей  "дорогому Иосифу Виссарионовичу" с просьбой "помочь найти правду" и вернуть родителей, и даже записки, выброшенные заключенными на дорогу во время этапирования.

"Для людей, лишенных права переписки, вот такие послания, по сути, выброшенные в никуда, были хоть какой-то возможностью сообщить родственникам, где они, и что с ними, — говорит Светлана Фадеева.  — В конце таких записок всегда была просьба к тем, кто найдет этот клочок бумаги, не пожалеть нескольких копеек, купить конверт, и отправить письмо по указанному адресу".

Письма эти все больше из 30-х и 40-х годов, а из 50-х — короткие телеграммы, которые так ждали миллионы людей.

© РИА Новости/Аврора . Антон Филанович Короткие телеграммы, подобно этой, ждали миллионы людей по всей стране
Короткие телеграммы, подобно этой, ждали миллионы людей  по всей стране

Одна из них была отправлена из Москвы в Красноярск в 1956 году Ольге Ноевне Косорез, проживающей на улице Сталина. В этой телеграмме всего три слова:

=РЕАБИЛИТИРОВАН ПРИВЕТ =ШУРА —

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала