Рейтинг@Mail.ru
Российские миротворцы в Приднестровье: оккупанты или спасители? - РИА Новости, 31.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские миротворцы в Приднестровье: оккупанты или спасители?

Читать ria.ru в
Новый праздник непризнанной Приднестровской молдавской республики, который она отметила в выходные - День миротворца - дал повод вновь заговорить о присутствии в Молдавии российских войск. Жители Приднестровья воспринимают российских солдат как защитников и спасителей. Для остальной Молдавии они чужаки, мешающие стране стать единой и когда-нибудь войти в Евросоюз.

ТИРАСПОЛЬ (Приднестровье), 28 июл - РИА Новости, Дмитрий Виноградов.

Новый праздник непризнанной Приднестровской молдавской республики, который она отметила в выходные - День миротворца - дал повод вновь заговорить о присутствии в Молдавии российских войск. Жители Приднестровья воспринимают российских солдат как защитников и спасителей. Для остальной Молдавии они чужаки, мешающие стране стать единой и когда-нибудь войти в Евросоюз.

Русские не сдаются

На КПП, которое охраняют российские солдаты в касках с крупными буквами "МС" - "миротворческие силы" - останавливается старенький фольксваген. Машину окружают миротворцы, и командир просит предъявить документы.

Водитель показывает, а пассажир начинает возмущаться - мол, отвлекаете от важных дел, да и вообще у него нет никаких документов, потому что он ездил в соседний город. Но миротворцы невозмутимы - офицер просит всех выйти из машины и открыть багажник. "Сколько можно, каждый раз одно и то же, поехали уже", - продолжает возмущаться пассажир.

"Обычно так возмущаются те, кто что-то скрывает. Один из признаков - нервничает", - комментирует наблюдающий за проверкой подполковник российской армии Игорь Власов.

Наконец миротворец находит взрывчатку под передним сиденьем. "На колени! Пост к бою!" - командует он.

Нарушители падают на колени перед машиной. Миротворцы разбегаются по блокпосту и берут нарушителей на мушку.

"К сожалению, больше мы ничего поделать не можем, - сокрушается подполковник Власов. - Теперь мы должны сообщить о происшествии оперативному дежурному Объединенного военного командования Совместных миротворческих сил".

На самом деле мы находимся на тренировке миротворческих сил Приднестровья. Только в этом году на постах произошло около 40 инцидентов, в том числе трагический, когда 1 января русский миротворец застрелил пьяного нарушителя.

Второе занятие, которое отрабатывают миротворцы, - нападение на блокпост "незаконных вооруженных формирований".

Со стороны Молдовы появляются парни в гражданской одежде. Они стреляют по блокпосту, и миротворцы прячутся за бетонные глыбы. Кто-то с той стороны кричит: "Русские, сдавайтесь!" Русские не сдаются.

Переформатировать миротворцев

Двадцать лет назад именно российские войска остановили бои, захлестнувшие маленькую республику. В конце 80-х Молдавия не осталась в стороне от "парада суверенитетов", проходившего по всему Советскому Союзу. Несколько русскоязычных областей на востоке республики, которые до 1940 года входили в состав СССР (остальная Молдова принадлежала Румынии), объявили о независимости. По замыслу Тирасполя, в противовес "прорумынскому" Кишиневу Приднестровье должно было остаться чем-то вроде истинной Молдавской ССР - с флагом и гербом этой республики. Символику советских времен Приднестровье использует до сих пор.

Вскоре Кишинев попытался восстановить территориальную целостность страны, направив в Приднестровье армию и полицию. Началась война, унесшая жизни около 850 человек со стороны Тирасполя и трех тысяч - Кишинева.

Бои прекратились только после вмешательства в конфликт частей российской армии во главе со знаменитым генералом Александром Лебедем. Президенты России и Молдовы подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования", по которому российские солдаты в Приднестровье получили статус миротворцев.

Сейчас в Приднестровье располагаются российские, молдавские, приднестровские и украинские миротворцы. Однако если в Тирасполе россиян воспринимают почти как собственную армию, гарантирующую мир, то высокопоставленные политики из Кишинева расценивают присутствие российских солдат как "угрозу" и предлагают "переформатировать" миротворческую операцию.

Еще в 2009 тогдашний президент Молдовы Владимир Воронин заявил: "Мы допускаем наличие гражданских наблюдателей, но не военных миротворцев". А председатель молдавского парламента Михай Гимпу говорил: "Коль скоро Россия признала независимость Молдовы, она должна вывести свои войска". Гимпу, кстати, любит напоминать будто бы существующую русскую поговорку: "Где стоит чужой солдат, там пахнет порохом".

В прошлом году власть в Кишиневе сменилась, но позиция ее осталась прежней. "Миротворческая миссия должна быть переформатирована в гражданскую под международным мандатом", - неоднократно заявлял новый премьер-министр Молдовы Владимир Филат.

"Нас заставили бы говорить по-молдавски"

"Не надо нам никаких европейских полицейских, не надо ООН - российским миротворцам мы больше верим, мы их знаем. Благодаря им у нас мирное небо над головой", - говорит 71-летний житель Тирасполя Виталий Бондаренко, бывший атаман Черноморского казачьего войска, один из активных участников той войны.

Он прославился тем, что с 32 казаками, "внаглую взяв оружие в 14-ой армии" (части российской армии, расквартированной в Приднестровье, - РИА Новости), отправился в соседний город Бендеры и несколько дней оборонял от атак нескольких сотен молдавских полицейских здание узла связи, стоявшего в стратегическом месте. В Кишинев атаман до сих пор не ездит - официальные власти Молдавии считают его преступником.

Мы разговариваем во дворе дома Бондаренко, над головой не небо, а тяжелые виноградные гроздья. Казак уверен, если бы не российские миротворцы, то молдавская сторона взяла бы верх, "нас всех заставили бы говорить по-молдавски и писать латиницей, а руководящие посты занимали бы только носители языка".

"Не знаю, что решит поколение после нас, но пока живы казаки, присоединения к Молдавии мы не допустим, а президент Приднестровья, который заговорит об этом, слетит с поста в тот же день", - обещает казак, срывая виноградину и отправляя ее в рот.

Отсутствие диалога

Молодое поколение приднестровцев, выросшее уже под сенью российских штыков, настроено не менее радикально, чем участники тех далеких событий.

Мне 22 года, получается, всю жизнь живу при миротворцах, - смеется молдаванка Дойна, работающая продавщицей в магазине. - Нам они не мешают. А вот что будет, если они уйдут, никто не знает. Не захотят ли нас снова захватить?.

В Приднестровье около трети этнических молдаван. Большинство из них имеют молдавские паспорта, а самые удачливые - еще и румынские. По свидетельству Дойны, они не чувствуют со стороны местных властей какой-либо дискриминации и поэтому в Молдову не рвутся.

"Жить в непризнанной республике мы привыкли. Кто хочет, работает в Европе, кто хочет - в Москве. Тут тоже работу можно найти, правда, зарплаты маленькие. А вот что будет, если нас вернут в Молдову, никто не знает - ведь у них тоже республика бедная".

Приезжаешь в Молдавию - чувствуешь на себе кривые взгляды, - признается официантка Аня из модного кафе "Абажур". - Моя подруга купила квартиру в Кишиневе, я помогала им переезжать. Увидев наши приднестровские номера, нам раз пятнадцать сказали, что мы не там припарковались, что мы "понаехали" и вообще, лучше бы уехать нам обратно в Тирасполь.

Свое будущее Аня и ее друзья связывают скорее с Россией - у большинства из них есть российское гражданство, многие учатся в российских вузах, куда поступают по результатам приднестровского ЕГЭ.

Приднестровье и Молдавию связывают странные отношения, что, впрочем, характерно для страны, одна часть которой считает себя независимой, а вторая с этим не согласна. Например, молдавские студенты имеют право свободно поступать на бюджетные места в Приднестровский госуниверситет, но при этом, по словам Ани, держатся особняком - в их группах преподают на молдавском языке и с местными студентами они общаются мало.

В рамках празднования 20-летия ввода миротворцев в непризнанной республике прошло несколько телевизионных ток-шоу и научная конференция, на которой обсуждалась важность присутствия миротворцев. Но ни на одном из этих мероприятий молдавскую точку зрения на проблему не высказывали сами ее носители.

Например, на записи телепередачи "Публичная дипломатия" ведущий попросил рассказать о позиции Кишинева представителя приднестровского правительства, который заявил, что тезисы оппонентов "не подкреплены никакими аргументами".

Зато на этом же ток-шоу, участники которого состязались в аргументах в пользу того, чтобы российские солдаты и дальше оставались в Приднестровье, один из офицеров сказал: "России важно военное присутствие на Днестре".

А заведующая кафедрой социологии Приднестровского госуниверситета Елена Бобкова озвучила такие цифры: 92% жителей Приднестровья считают, что нынешний формат миротворческой операции должен быть сохранен. А 43% с разной степенью убежденности "не исключают, что агрессия против республики может повториться".

Данных по жителям остальной Молдавии, которые считали бы, что на территории республики не место солдатам другой страны, у нее нет.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала