Рейтинг@Mail.ru
Маленькие надежды Большой Москвы - РИА Новости, 29.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Маленькие надежды Большой Москвы

Сельские жители на новых территориях столицы не слишком рассчитывают на московские привилегии

© РИА Новости / Орлова ПолинаСело Кленово Подольского района Московской области
Село Кленово Подольского района Московской области
Читать ria.ru в
Вот-вот в Москве появятся уголки, где нет пробок, воздух чист, пасутся коровы и поют петухи. Одно из таких мест - сельское поселение Кленовское Подольского района Московской области. Согласно планам расширения столицы, с 1 июля 2012 года здесь уже будет Москва. На что надеются и чего опасаются кленовцы накануне своего превращения в столичных жителей, выясняла корреспондент РИА Новости.

КЛЕНОВО (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ), 28 июн - РИА Новости, Полина Орлова. Вот-вот в Москве появятся уголки, где нет пробок, воздух чист, пасутся коровы и поют петухи. Одно из таких мест - сельское поселение Кленовское Подольского района Московской области. Согласно планам расширения столицы, с 1 июля 2012 года здесь уже будет Москва.

В Кленовском поселении 2650 жителей, но каждое лето, за счет дачников, их становится больше 15 тысяч. На что надеются и чего опасаются кленовцы накануне своего превращения в столичных жителей, выясняла корреспондент РИА Новости.

Нестоличные трудности

Когда-то Кленовское было совхозом-миллионером, поставлявшим всей округе мясо, молоко, зерно. Сейчас это ФГУП «Экспериментальное хозяйство «Кленово-Чегодаево». От былого великолепия осталось производство молока и молочных продуктов, свиноферму год назад пришлось пустить под нож.

В сельской администрации не особо удивились появлению корреспондента - в последние дни жизнь здесь мчится галопом, и сотрудники смирились с тем, что мир, кажется, сошел с ума.

Москва в самой глубинке Московской области? Почему бы и нет? Вот только из 22 местных деревень газ подведен всего лишь к четырем. Дом культуры и спортклуб были построены в 60-х годах прошлого века и с тех пор капитально не ремонтировались. Очередь в детский сад - 25 человек... Но последнее - как раз как в Москве.

Глава Кленовского поселения Александр Пичурин, представительный, седовласый, признается, что пока не знает, как отвечать на вопросы местных жителей. Он и сам точно не понимает, что ждет их всех после присоединения к Москве.

«Знаю, что у нас планируют построить пожарное депо, в котором четыре машины будут дежурить, и базу дорожной техники, - немного растерянно говорит он. - Сейчас время прибытия пожарной команды по московским нормативам не выполняется. У нас это не 15 минут, как полагается, а больше получаса - пожарные приезжают и тушат головешки».

Дачники против

Московские нормативы - это настоящее испытание для кленовских управленцев. Вот сейчас, например, Пичурин и его молодой, энергичный зам Александр Копылов озабочены применением у себя недавнего московского ноу-хау - парковочных карманов. Говорят, проблемы с парковкой у них тоже есть.
«Москва пришла на сельские земли со своей меркой, городской, - говорит Копылов. - В префектуре пока еще не совсем понимают, как это: территория в два административных округа, а населения, образно говоря, как три подъезда в московской многоэтажке?»

Так что пока утрясают организационные вопросы: теплосети отходят к Москве, а жилье, благоустройство, уборка мусора и т.п. остаются в местном ведении. Со статусом садоводческих товариществ пока тоже одни вопросы.

«Вот дачники - они почти все против расширения Москвы, - говорит Пичурин. - Есть такие, кто продали свои московские квартиры, купили здесь землю, построили дома, прописались, а их теперь снова москвичами объявляют».

Цены московские, зарплаты подмосковные

Зато пенсионеры - за. Они надеются на московские надбавки к пенсии. Плата за услуги ЖКХ, возможно, понизится с учетом московских субсидий.

«Сейчас в Кленовском за двухкомнатную квартиру платят в среднем 6,5 тысяч рублей, - подсчитывает Александр Копылов, - а в Москве за квартиру такой же площади - 3,5 тысячи. И это при том, что цены здесь такие же как и в Москве, а зарплаты намного меньше».

Поэтому многие кленовцы ездят на работу в Москву, дома особенно работать негде: или в «совхозе», как по старой памяти называют экспериментальное хозяйство, или на недавно построенном здесь комбинате питания «Конкорд».

«Раньше совхозу основную прибыль давало свиноводство, у нас здесь опытное производство было, люди диссертации писали, - рассказывает Пичурин. - Но сейчас свиноводство нерентабельно: мясо даже по себестоимости никто не брал - дорого, хотя качество отменное. Рестораны, знаю, закупали, но это не те объемы, которые бы на плаву ферму держали. Сейчас в совхозе процентов 30 населения работает. Доярки, например,  летом по 30-40 тысяч могут зарабатывать, а зимой мертвый сезон, один оклад. Тысяч 10, наверное».

Природа шепчет

Что будут строить на кленовских землях, глава поселения и его зам пока не знают, но очень надеются на московского префекта новых округов Алексея Челышева.

«Нормальный мужик», - говорят они почти хором.

«Приезжал к нам, лично все пешком обошел, - рассказывает Пичурин. - Ходил, смотрел: вот у вас светильник не так установлен. Строитель, знающий...»

Александр Копылов очень надеется, что если Кленовское вдруг начнут осваивать, то строительство будет малоэтажным. «Здесь все шепчет, чтобы сделать что-то рекреационное, у нас половина территорий - леса», - мечтает он.

Кленовское от Москвы не так уж и близко: километров 70 будет. Чтобы вынести сюда какие-нибудь госучреждения, как планировалось, необходимо строить здесь и новые дороги, и жилье. Слишком грандиозные планы, на первый взгляд.

«Какое-то производство здесь, конечно, будет, - размышляет Пичурин. - Но надежды у нас самые позитивные!»

«В нашей жизни и за десять лет ничего не изменится»

Но и бодрость главы поселения, и его надежды не разделяет молодая пара, которая везет колясочку по главной улице Кленова, объезжая обширные лужи. Молодые родители грызут семечки и на вопросы отвечают не слишком охотно.

«Я в администрации работаю, - говорит муж. - Посмотрим, прибавят ли мне зарплату».

Его жена только рукой машет: «В нашей жизни и за десять лет ничего не изменится».

Эти молодые люди пессимистичны, как и кленовский пенсионер Иван Терентьич, который присел отдохнуть на невысокое ограждение газона на центральной площади села. «Молодым, наверное, хорошо, а мне уж все равно: на погост скоро», - говорит он и смущенно улыбается.

Рядом с Иваном Терентьичем крутится черный как смоль пес Пират, подсовывает лобастую голову ему под ладонь. У Ивана Терентьича двое сыновей, которые работают в Подольске. По его словам, сыновья надеются, что с приходом Москвы жизнь в Кленове станет получше.

Но сам старик не жалуется. У него очень неплохая по местным меркам пенсия: около 12 тысяч. Проработав всю жизнь водителем, он и сейчас при деле: сторожит стройку, которая ведется на окраине села.

«Для молодежи лучше - Москва, статус»

Рядом с площадью стоит киоск, в котором торгует газетами и журналами Зинаида Алексеевна. Она тоже пенсионерка. Приехала в Кленово из Баку, где прожила всю жизнь, работала главным бухгалтером. Так что, по ее словам, «знает, что такое жить в столице».

Когда в Азербайджане у русского населения начались проблемы, Зинаида Алексеевна отправила детей в Россию. Рассказывает, что в Баку ей очень повезло с соседями и сослуживцами: «Меня с работы возили на машине, боялись, что что-то может случиться. Соседка вечером заходила: Зина, сиди сегодня дома, давай, я в магазин схожу... Сейчас общаюсь со своими друзьями по скайпу. Уехала я оттуда, когда дочка осела здесь, в Кленовском. Я продала в Баку свою трехкомнатную квартиру, чтобы помочь ей купить квартиру здесь».

Кстати, именно стройку будущего дома Зинаиды Алексеевны и ее дочери и сторожит сейчас Иван Терентьич.   

Приход Москвы на эту территорию Зинаида Алексеевна встречает без оваций: «Это для молодежи лучше, все-таки Москва, статус. А я люблю деревню, лес. Может, конечно, что-то к лучшему и изменится, но, знаете, свежо предание, а верится с трудом».

Примерно такими же словами о расширении столицы говорят и две продавщицы  кленовского продуктового магазинчика: «Как жили, так и будем жить. Только документы теперь все переделывать!».

«Мы до Москвы не доросли»

Уезжая из Кленова, мы заглянули на молокозавод «Кленово-Чегодаево». Работники к этому часу уже разошлись по домам, но тяжелую железную дверь открыла сотрудница охраны, Лариса Евгеньевна. Она уже на пенсии, но вынуждена работать, потому что на 6,5 тысяч, которые ей положило государство, не проживешь.

«Три тысячи двести рублей я плачу за квартиру, - говорит она, - чтобы как-то свести концы с концами, я в долги влезла. Разве это жизнь? Пришлось на работу идти. У меня график сутки через трое, охранять тут не боюсь, даже ночью, я не из боязливых».

И в самом деле, вид у нее в камуфляже довольно грозный, разговор - решительный. «Да никак я к этому присоединению не отношусь, - говорит она. - Не верю я в это особенно. Если нам поднимут пенсии до московского уровня, конечно, будет здорово. Только я в райсобесе слышала, что, как минимум, до декабря таких планов нет. Так и сказали: дороги построят, а мы сами до Москвы еще не доросли».

Но в столицу Лариса Евгеньевна не стремится. Говорит, в деревне лучше. Ее семья живет здесь не один век. Мама одна поднимала четверых детей - отец рано умер. У самой Ларисы Евгеньевны детей нет, у оставшегося брата - тоже. Род пресекся, сокрушается она.

Когда-то Лариса Евгеньевна ездила к бабке-знахарке, и та ей сказала, что на их роду проклятье, в седьмом поколении. В это Лариса Евгеньевна верит. А вот в Большую Москву - не очень.

Расширение московских территорий практически до границ Калужской области чем-то напоминает эпопею со вступлением России в ВТО. Вроде идея хорошая и дело нужное, но как-то сложно все и страшновато: кто его знает, что будет и чем сердце успокоится?

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала