Александр Кудрявцев
С-ПЕТЕРБУРГ, 12 апр - РИА Новости. Похожий на механическую гусеницу планетоход с ходу вгрызается ребристыми колесами в глыбу, превосходящую его по размерам. Рывок - и высота взята. Не помеха движению и вязкий грунт. Пока сверхмобиль - лишь модель, а в роли непокорной планеты - небольшая площадка с песком на территории ВНИИТрансмаш. Несмотря на отсутствие "лунных" заказов, здесь до сих пор верят в будущее "планетавтомобилей". Именно на Трансмаше научили ходить первый в мире луноход.
Империя наносит ответный удар
Американцы высадились на Луне в 1969 году, а спустя год СССР успешно отправил на спутник Земли свой аппарат. Слово "луноход" стало интернациональным в 1970 году, когда советский "Луноход-1" начал работу у Моря Дождей. Вел лунный автомобиль, который двигался между кратерами на скорости 800 метров в час, экипаж с Земли из центра дальней космической связи. Успехом своей работы "Луноход-1" немало обязан ленинградцам - разработчикам шасси и системы управления движением.
Первый в мире луноход должен быть на гусеницах, решили ученые умы СССР и отдали проект разработчикам танков из ВНИИТрансмаш. Однако колеса зарекомендовали себя лучше, хотя при презентации первой модели без казуса не обошлось.
У восьмиколесного "Лунохода-1" сзади есть девятое колесо для замера пройденного пути. Когда его первый действующий макет демонстрировали Сергею Королеву, во время доклада главного конструктора Александра Кемурджиана о ходе работ над созданием шасси произошел "генеральский эффект" - при включении устройства девятое колесо не опустилось на грунт из-за неизвестного сбоя. Разработчик этого узла Петр Бродский не растерялся и "помог" колесу опуститься, незаметно поддев его пальцем. Знаменитость результатами осталась довольна. Но когда визит Королева в Ленинград подходил к концу, он подошел к разработчику и сказал: "Вы имейте в виду, что на Луне вашего пальчика не будет", - с улыбкой рассказывает сын Александра Кемурджиана, главный специалист ОАО ВНИИТрансмаш Владимир Кемурджиан.
На Море Дождей палец конструктора не понадобился: "Луноход-1" отработал без отказов шасси, да еще и проехал по лунному грунту более 300 дней - втрое больше запланированного.
От лунохода к "марсошлепу"
У двери строгого здания институтского корпуса табличка, извещающая о разработке шасси для первых в мире луноходов. Внутри режимный объект напоминает декорацию к антисоветским фильмам о зловещих лабораториях "империи зла": длинные полутемные коридоры, бесчисленные запертые двери и гулкая тишина.
Впрочем, тихо здесь было не всегда: в золотой век космических программ в Трансмаше работали в несколько раз больше сотрудников, чем сегодня.
Фойе охраняет массивная ходовая часть недостроенного лунохода для пилотируемого полета на Луну, который журналисты окрестили "лунным танком". После удачных запусков "Лунохода-1" и "Лунохода-2" советские ученые перешли к разработке устройства для перевозки экипажа космонавтов из двух человек.
"В начале 70-х в СССР была большая программа лунных баз. Потом она была закрыта по целому ряду причин. И в том числе потому, что американские полеты показали, что на Луне ничего существенно нового обнаружить не удалось. Даже США в то время сократили программу "Аполлон", - вспоминает ученый. "Лунный танк" так и остался недоработанным.
Земля увлеклась Марсом. "Роль человека в управлении марсоходом практически исключена. Марсианским вездеходом управлять в таком же интерактивном режиме с Земли почти невозможно - задержки сигнала с Марса на Землю составляют до 50 минут. За это время можно уехать далеко... Поэтому машины для Марса должны были стать "умнее" луноходов. И, конечно, проходимость должна быть фантастической", - рассказывает Федосеев.
Первый марсоход шагал на лыжах. Конструкторы тут же прозвали его "марсошлеп". Однако в итоге машину поставили на конические колеса. По ходовым качествам в 80-е годы советские марсоходы были лучшими в мире. Машина передвигалась, словно гусеница, шутя преодолевая сложнейшие препятствия. "Умные" марсоходы предназначались для исследования поверхности Марса, в том числе и для поиска воды в марсианских горах.
Но восьмидесятые сменились "лихими девяностыми", и стране стало не до Красной планеты.
Надежды на "Ресурсы"
Одно из последних детищ института - поворотная платформа для МКС для наведения целевой аппаратуры на объекты исследования. "Она сделана универсально, для того чтобы провести самые разнообразные эксперименты - на нее можно поставить камеры для съемки высокого разрешения поверхности, телескопы для исследования Луны. Ведь саму МКС развернуть для удачных ракурсов практически невозможно, для таких случаев и будет задействована поворотная платформа", - рассказывает главный конструктор по космической тематике, начальник СКБ Сергей Федосеев.
В этом году специалисты института отвезут летный образец двухосной платформы наведения в наукоград Королев для испытаний в ракетно-космической корпорации "Энергия".
Планетоходы пока в России не разрабатываются и не изготавливаются. "Мы много контактировали с учеными Западной Европы, американцами и китайцами. Они получали от нас разработки наземных демонстраторов - аппаратов, которые реализуют функции, необходимые для планетоходов: высокую проходимость и устойчивость", - говорит ученый.
Ученые института надеются на продолжение лунной программы России. К 2018 году запланирован запуск российского посадочного космического аппарата "Луна-Ресурс-2", который доставит на спутник российский луноход с большим количеством "науки" (так специалисты называют между собой "начинку" из научной аппаратуры). Первый "Ресурс" должен доставить на Луну индийский минилуноход.
"Сейчас эти работы еще не согласованы. В случае успеха ВНИИТрансмаш примет участие в разработке ходовой части будущего лунохода. Ждем", - улыбается Федосеев.
Какой будет новая модель отечественного лунохода, пока сказать трудно. Его конструкция и оснащение во многом будут зависеть от поставленных перед ним задач.
Планетоход будущего
Аналог лунной пыли, хранящийся в музее ВНИИТрансмаш, похож на темно-серую пудру. Привезут ли когда-нибудь на Землю грунт с других планет? Ученые в этом не сомневаются.
Планетоходы будущего станут серийными пилотируемыми, как земные автомобили, полагает Федосеев. Космос, по его мнению, будет востребован всегда, хоть сейчас тема покорения Солнечной системы и не самая популярная.
"Когда-то были популярны полярники - теперь это стало обычной работой. Вокруг космоса тоже был ажиотаж, подогреваемый соревнованием между Россией и США. Сейчас покорение других планет из экзотики превращается в специальность. Научная необходимость в космических программах есть всегда, особенно учитывая ограниченность земных ресурсов. Так или иначе, без космоса не проживем", - уверен эксперт.
У луноходов нет шансов на возвращение на Землю. Отработав задачу, они засыпают под звездами навсегда. Кто знает, что им снится: земное прошлое или все-таки светлое лунное будущее?