Автор: Елена Косова
На аверсе медали "За оборону Москвы" выбит именно он - танк Т-34. Роль легендарной "тридцатьчетверки" как в спасении русской столицы, так и во Второй мировой войне в целом всегда признавали и полководцы вермахта, и немецкие военные историки.
В дни обороны столицы в боях участвовали даже музейные экспонаты подмосковной Кубинки
В начале войны танков Красной армии катастрофически не хватало. Так в критические дни Битвы за Москву в бой шли даже музейные экспонаты подмосковной Кубинки.
"Тридцатьчетверка" к тому времени уже серийно выпускалась, но в 1941 году на вооружении Красной армии таких танков имелось немного - более 1200 единиц.
Т-34 с76-миллиметровой пушкой был разработан в конструкторском бюро танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода, которое с1936 года возглавлял Михаил Кошкин.
В том же году танковый отдел переименовали в "Завод №183", а весной 1940-го Государственный Комитет Обороны подписал приказ о запуске "тридцатьчетверки" на этом заводе в серийное производство. К созданию этого танка причастно много людей, но отцами знаменитой боевой машины все же принято считать главного конструктора танка Александра Морозова, руководителя КБ Михаила Кошкина и чертежника-конструктора Николая Кучеренко.
"Оно шло, мы стреляли, и пули его не брали"
Несмотря на то, что Т-34 выпускали еще до начала Великой Отечественной, как ни странно, немцы ничего о нем не знали.
"Это признавало немецкое командование, которое было в панике. А Гитлер из-за Т-34 поменял план "Барбаросса", - рассказывает писательница, дочь Николая Кучеренко Лариса Васильева. - Когда один из немецких офицеров вспоминал свою первую встречу с танком, он говорил: "Мы увидели это, оно шло, мы стреляли, и пули его не брали".
Дело в том, что для закаливания брони "тридцатьчетверки" использовались редкоземельные элементы. Противоснарядная броня, большая маневренность, огневая мощь - три составляющие, которые можно отнести к главным достоинствам этого танка.
"Один из подбитых в начале войны танков Т-34 был отправлен на великолепно оснащенные заводы Германии для того, чтобы понять, в чем же его начинка, особенности. Чтобы выяснить, нельзя ли сделать такой же, - говорит Лариса Васильева. - Но ничего не получилось. Ну, разумеется, тут дело и в природных ископаемых, которые нужны были для изготовления брони, - а их в Германии не было, - и во многом другом".
Часто немцы "брали в плен" подбитые Т-34, чинили их, рисовали фашистские кресты и вновь использовали в сражениях. Нередко в бою лоб в лоб сходились Т-34: один с крестом на башне, другой - со звездой.
"У нас "тридцатьчетверке" помогало само пространство, - считает Лариса Васильева. - Когда я в первый раз приехала в Берлин и увидела зеленую траву в декабре, осыпающиеся розочки... Я подумала: "Боже, куда они пошли, на что надеялись? Ведь в Битве под Москвой в ноябре-декабре температура опускалась до -45. Как это перенести немецкому телу, несмотря на отличное шерстяное и меховое белье?".
На Урал, 7 декабря и кулек слипшихся конфет-подушечек
В 1942 году на вооружение в Красную армию поступило 12 тысяч 520 танков Т-34. "Тридцатьчетверку" в то время уже выпускали на базе "Уралвагонзавода" в пригороде Нижнего Тагила.
"Вы знаете, ведь этого могло и не случиться. Когда нас в октябре 1941 везли в эвакуацию на Урал, то поезд бомбили, - вспоминает Лариса Васильева. - А папа вез с собой все необходимые для работы чертежи. Но ни один снаряд не попал в тот вагон, в котором находились мама, я и отец".
После того, как Николай Кучеренко сошел на перрон, семья, по воспоминаниям Ларисы Николаевны, не видела его около двух месяцев: он сразу же поехал на завод. На уральском заводе Николай Алексеевич возглавил КБ-520 и руководил модернизацией Т-34.
"Выпуск танка сопровождался огромным количеством технических проблем. Цеха вагонного завода не были для этого приспособлены, все приходилось переделывать на ходу, - рассказывает Лариса Васильева. - И вот 7 декабря 1941 года папа пришел домой и сказал: "Ну, Рыжик, - он так звал маму, - мы сделали тебе ко дню рождения подарок". Мне он в тот день принес слипшиеся конфеты-подушечки в кульке из газеты. А через два дня из ворот завода выходил первый танк - и это было незабываемое зрелище".
"Танк-звезда"
"Я называю его "танк-звезда", "танк-победитель". Да, он был не очень удобен внутри. Ну, конечно, можно постараться и найти какие-то другие недостатки. Но сделайте лучше, никто не мешает. Этот танк, за исключением противника, любили все", - говорит Лариса Васильева
"Был такой замечательный поэт-фронтовик Сергей Орлов, который написал знаменитое стихотворение "Его зарыли в шар земной", так вот он горел в "тридцатьчетверке" три раза и три раза оставался жив, ему удавалось выбраться".
По словам Ларисы Васильевой, Сергей Орлов считал: если знать Т-34 как самого себя, то погибнуть в этой машине очень трудно. Тем более воюет, как известно, не сам танк, а его экипаж, от которого и зависит эффективность машины в бою.
Гудериан называл Т-34-85 своей головной болью
В большинстве художественных фильмах о Великой Отечественной войне, включая те, где рассказывается о Битве за Москву, снят танк Т-34 с 85-миллиметровой пушкой. Но его стали выпускать серийно уже под конец войны - в 1944 году.
"Гудериан, знаменитый полководец вермахта и любимчик Гитлера, называл его своей головной болью, - рассказывает инструктор Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке Борис Озеров. - Почему? Да потому что по маневренности и проходимости он не уступал легким танкам, а по защите и вооружению это был тяжелый танк. Он был пригоден и для прорыва обороны, и для преследования".
Борис Озеров считает эту машину универсальной и говорит, что такой больше ни у кого не было. Ни у врагов, ни у наших союзников.
"К примеру, у англичан во время Второй мировой для поддержки пехоты были пехотные танки, - объясняет корреспонденту РИА Новости инструктор Озеров. - Для прорыва обороны они использовали крейсерские танки с большой скоростью, а Т-34-85 один мог справиться с этими задачами".
В музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке, конечно же, среди экспонатов, наряду с Т-34-85, есть и Т-34 с 76-миллиметровой пушкой. Ведь именно эта машина приняла на себя тяжесть основных сражений Великой Отечественной.
"Этот танк, конечно, мой ближайший родственник. Но я не могу вам сказать, что я его безумно люблю. Он ведь практически отнял у меня в детстве отца. Вы не поверите, но если говорить о моих детских фотографиях, то существует единственное фото, на котором мы с отцом вместе. И то оно сейчас находится в музее "История танка Т-34"
Николай Кучеренко мечтал о том, чтобы все танкисты на Земле стали трактористами
Николай Кучеренко умер в 1976 году, незадолго до этого Лариса Васильева пообещала отцу, что обязательно увековечит память "тридцатьчетверки" и его создателей. Кстати, сам Николай Кучеренко считал этот танк детищем многих людей. Спустя 26 лет Лариса Николаевна выполнила обещание, данное отцу.
Музей "История танка Т-34" был открыт при поддержке правительства Москвы и Московской области 6 декабря 2001 года - в юбилейный год 60-летия Битвы за Москву. В тот же день, но только в 1941, на Лобненском рубеже, где расположен музейный комплекс, танки Т-34 встретились в жесточайшем бою с немецкими машинами.
"Однажды у моего отца спросили, о чем он мечтает больше всего. Папа, не задумываясь, ответил, что мечтает о том дне, когда все танкисты на Земле станут трактористами", - сказала Лариса Васильева.