Рейтинг@Mail.ru
Хорошо устроился северный олень, однако! - РИА Новости, 28.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хорошо устроился северный олень, однако!

© РИА Новости / Александр БондарчукПодмосковная ферма, на которой держат северных оленей
Подмосковная ферма, на которой держат северных оленей
Читать ria.ru в
"Свободу северным оленям!" Именно этот лозунг вдохновляет тысячи друзей северных оленей по всему миру. Толстый и румяный Санта Клаус больше не может беспрепятственно эксплуатировать благородных оленей, присваивая себе всю славу и любовь маленьких детишек, потому что где-то в Лондоне отважный олень Рудольф восстал против Санты.

Полина Орлова, РИА Новости

«Свободу северным оленям!» Именно этот лозунг вдохновляет тысячи друзей северных оленей по всему миру. Толстый и румяный Санта Клаус больше не может беспрепятственно эксплуатировать благородных оленей, присваивая себе всю славу и любовь маленьких детишек, потому что где-то в Лондоне отважный олень Рудольф восстал против Санты.

Освободительное движение, название которого можно перевести как «Фронт освобождения северного оленя» («Санта Клаус должен умереть» -- это его радикальное крыло), зародилось в глубинах интернета и с помощью социальных сетей в рекордное время распространилось по западным странам. И хотя до победного конца еще далеко, северные олени Европы и Америки с оптимизмом смотрят в будущее. А что же происходит с оленями у нас?

Ферма для оленя

Северный олень - животное для россиян понятное и в чем-то даже до боли знакомое. Во-первых, олень был у Герды. Во-вторых, оленей воспела в своей романтической северной скороговорке группа «Самоцветы» («Мы поедем, мы помчимся…»). Ну и, наконец, редкий россиянин, увидев оленя, не скажет, пусть и про себя: «так вот ты какой, северный олень!»

Небольшая частная ферма в Орехово-Зуевском районе Подмосковья неподалеку от села Анциферово обнесена высоким зеленым забором. Как стало известно журналистам, на этой ферме уже не первый год содержатся настоящие северные олени. И зимой, и летом они живут в загонах и развлекают туристов.

Время от времени механические ворота раздвигаются, впуская или выпуская с территории фермы большие туристические автобусы. В их окнах можно разглядеть довольных детей в сопровождении взрослых.
Специалисты выражают озабоченность по поводу того, что северных животных, привыкших выживать в арктической тундре, держат в средней полосе.
«Олени трудно переносят жаркий и влажный климат. При содержании в вольерах это надо учитывать, поэтому вольеры должны быть затемнены, -- рассказывает заместитель директора ФГУ «Кроноцкий заповедник» по науке Владимир Мосолов. – При нахождении на солнце у северного оленя могут случаться тепловые удары. Обязательное условие – содержание в группе до пяти животных. Олени – стадный зверь, и его благополучие зависит только от наличия группы. Весьма высокие требования к диете и кормам…»

В общем, проблемы содержания диких северных оленей в средней полосе России имеют место быть, но при содержании в прохладных затененных вольерах и при правильном рационе это вполне возможно - под контролем специалистов.
Ферма расположена на тенистом участке, поросшем елями. Загоны для оленей прячутся под кронами деревьев. У хозяина фермы сейчас два небольших стада под предводительством двух вожаков, всего 13 голов.

Выглядят олени неплохо – блестящий мех, крутые бока, только окровавленные ветвистые рога, с которых в это время сходит кожа, немного пугают. Зато можно получить настоящее, а не привычно глянцевое представление о том, как смотрится северный олень в природе.

Одомашненные звезды

Александр Бондарчук, хозяин оленьей фермы, родом из Московской области, но много лет после окончания Высшего военно-морского инженерного училища служил на Крайнем Севере. Оттуда девять лет назад он и привез первую пару оленей. Один из тех оленей жив до сих пор, но туристов уже не развлекает – наслаждается безбедной старостью на почетной пенсии.
Что касается рациона, то и с ним вроде бы на ферме порядок. В ягеле, которым северные олени питаются зимой, около 139 компонентов, необходимых животным для нормальной жизни.

Александр с помощниками сумел разработать похлебку, в которой содержится 120 веществ из этого списка, остальное добирают по отдельности. «На сладкое» у оленей черный хлеб. Они с удовольствием берут его из рук туристов мягкими губами. Кстати, вся оленья мордочка покрыта шерсткой, даже кончик носа.
 Чтобы приручить дикого северного оленя, надо потратить не один год. Здешние олени сначала проходят стажировку в Мурманской области, в стаде старика-оленевода, которого Александр хорошо знает. Он уверен, что там оленей не бьют, а приручают лаской.

Хотя вот ласку они как раз и не любят. Видно, что олени просто терпеливо пережидают, пока люди их гладят. Дикий олень вообще никогда не подпустит к себе человека ближе, чем на 800 метров.

Чтобы туристы без неприятных последствий могли протянуть руку с горбушкой оленю под нос, еще два года после Севера с ними работают оленеводы на ферме. Как рассказал Александр, олени до обморока боятся звуков летящего вертолета и выстрелов. Ведь на родине именно с помощью вертолета их загоняют на убой. А здесь, в окрестностях фермы, вертолет МЧС по служебной надобности летает раза три в неделю -- олени уже и бровью не ведут.

Окончательная проверка на нервность – это выстрел из карабина над ухом. Если родная кормушка не теряет при этом для оленя привлекательности, то все, он готов к упряжке. И вперед, на круг, катать туристов.

Впрочем, иногда и окультуренный олень может взбрыкнуть. Оленевод Григорий вспоминает, как на ферму приехали телевизионщики, и олени стали буквально преследовать звукооператора.

Люди, хорошо относящиеся к звукооператорам, этот редкий приступ оленьей нелюбви объяснили тем, что животные имели что-то против большого мохнатого микрофона, но это только одна из версий… При этом срываться на детях олени себе никогда не позволяют.
Под Новый год у северных оленей из Анциферово горячая пора. У них, как у настоящих звезд, тоже бывают «елки». На ферму с удвоенной энергией ездят туристы и корреспонденты. Да и сами олени тоже ездят, в столицу. Под треньканье колокольчиков они подкатывают к домам московских детей, чьи родители достаточно состоятельны, и катают малюток по двору на зависть соседям.

А еще они участвуют в рождественских спектаклях и играют в кино. Белый олень по кличке Красавчик снимался в фильме Натальи Бондарчук «Снежная королева». Он ставил передние ноги на плечи своего оленевода Григория и «вальсировал» вместе с ним. Но при монтаже Гришу «вырежут», ведь он не звезда, и кружиться в фильме будет один Красавчик.

В гостях лучше!

Западные товарищи из общества борьбы за права северных оленей могут брать пример с подмосковных коллег. Дед Мороз обезврежен, потому что передвигается на лошадях. Оленьи шкуры и рога, украшающие загон на ферме, приехали сюда из Мурманской области и никогда не принадлежали местным обитателям.

На Севере олени -- рабочие лошадки. Но 13 счастливчиков из Подмосковья не таскают тяжелые сани и не рискуют оказаться на столе своего погонщика. «Мы друзей не едим», -- говорит Гриша, который не держит зла на Красавчика.

Северному оленю, проживающему, так сказать, по месту прописки, подкрепиться иной раз -- проблема. Зимой для этого сначала придется выкопать яму 70 см глубиной, чтобы в самом низу добраться до ягеля.

А в Анциферове люди сами расстарались и изобрели почти такой же ягель, только в кормушке. В месяц 13 благополучных подмосковных оленей проедают 40 – 50 тысяч рублей.

Чтобы обустроить ферму, Александр влез в долги. Чего стоили, к примеру, только одни широкие и очень ровные дорожки, сделанные специально для детей, передвигающихся на инвалидных колясках. Кстати, все экскурсии для детей с ограниченными возможностями здесь бесплатные.

Рассчитаться с долгами, по всем прикидкам, фермер сможет только лет через пять. А пока доход от туристов помогает лишь сводить концы с концами без явных убытков. Даже с оформлением земельного участка, на котором стоит ферма, у Александра большие проблемы. Пройти все бюрократические препоны бывший подводник и житель Крайнего Севера не может уже четыре года.

Думается, олени Орехово-Зуевского района Подмосковья не сильно заинтересованы в возвращении на малую родину. Конечно, им приходится катать шаловливых школьников, позировать их родителям и терпеть поглаживания и тех, и других.

Но зато шум вертолета означает для них теперь лишь то, что инспектор МЧС отправился по своим делам. А Северное сияние можно заменить и вспышками фотоаппаратов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала