НОВОСИБИРСК, 2 янв — РИА Новости, Елена Жукова. Авария в Новосибирске, в которой погибла 19-летняя Нина Шестакова, могла пройти незаметно в сводке других ДТП, если бы ее виновники не превратили расследование дела в детектив "с переменой мест", за которым следила общественность и журналисты. В четверг, 2 января, ровно год с момента аварии. Дело пока еще не в суде.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Пост в соцсети
Александр Черепанов и его невеста Нина Шестакова 2 января 2013 года возвращались из гостей. Стояли на остановке "Бетонный завод" в Ленинском районе Новосибирска. На остановку влетел автомобиль Honda Civic, сбив молодых людей. Нина погибла на месте.
"Меня ударила машина я отлетел в сторону на метра три…Я СРАЗУ СОСКОЧИЛ И ПОБЕЖАЛ К МАШИНЕ… Ниночка лежала на земле… Сотрудники ППС подошли к машине и водитель вышел с машины, они о чем то разговаривали и затем направились к машине ППС (Я ТОГДА ПОНЯЛ ЧТО ВОДИТЕЛЬ ПЬЯН И ОН был СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ)", — говорилось в посте Черепанова (орфография автора сохранена).
После волны публикаций на тему аварии, 9 января следователи возбудили уголовное дело по факту ДТП. Но водителя за пять дней не установили "из-за противоречивости показаний участников ДТП". И именно с этого момента начались споры, которые продолжались почти до конца года: кто сидел за рулем — полицейский или его жена?
Позже в ГИБДД подтвердили, что их сотрудник Алексей Мозго действительно в момент аварии был в машине, однако также не могли утвердительно говорить, кто был водителем.
Пересесть за пять секунд
Спустя почти месяц следствие заявило, что за рулем находилась жена полицейского, Татьяна Мозго. Согласно обнародованным официальным данным, сразу после ДТП Татьяна и Алексей, который был на пассажирском сиденье, поменялись местами. Таким образом, инспектор якобы хотел освободить супругу от ответственности.
На то, чтобы поменяться в машине местами, согласно следственному эксперименту, у супругов ушло чуть более пяти секунд.
Новосибирский союз журналистов (НСЖ) провел собственный независимый эксперимент, в ходе которого ни одной из трех пар участников не удалось за пять секунд поменяться местами в машине.
Затем глава следственного управления СКР по Новосибирской области Иван Шеенко на специальном брифинге представил журналистам новые доказательства невиновности полицейского. По его словам, на вину жены инспектора указывали травмы полицейского, следственный эксперимент и показания свидетелей.
"Журналистский эксперимент выглядит просто смешно. Чтобы его провести, надо быть специалистом и обеспечить проведение, а не просто взять кого попало. Мы провели эксперимент, и оказалось, что действительно пяти секунд хватило, чтобы пересесть в этом автомобиле", — сказал журналистам глава областного управления СК.
Автопробеги и митинги
Однако Черепанов, его родные и другие неравнодушные люди не поверили доводам следствия. В Новосибирске состоялась серия автопробегов и митинги памяти Нины Шестаковой, участники которых пытались привлечь внимание к необъективному, по их мнению, следствию.
"Сотрудники полиции уходят от ответственности и все. Просто получается, закон писан для простых граждан, а кто чиновники и в погонах, тому все можно. И убить человека, и уйти от ответственности запросто", — сказал РИА Новости участник одной из таких акций Александр Будников.
По просьбе НСЖ Новосибирская городская коллегия адвокатов согласилась бесплатно представлять интересы потерпевших в ходе следствия.
Адвокаты начали искать свидетелей аварии и заявлять следствию ходатайства о проведении различных экспертиз. Следственный эксперимент на автодроме показал, что навык вождения Татьяны Мозго соответствует в лучшем случае двадцати часам ученического стажа. Адвокат Шиповалова пояснила, что при этих навыках в городских условиях Мозго не могла разогнаться до 80 километров в час, а тем более управлять машиной на такой скорости.
Пять возвратов дела
Однако ходатайство не было удовлетворено. А в июле следователи объявили об окончании расследования и передали прокурору на ознакомление обвинительное заключение. Окончательное обвинение было предъявлено Татьяне Мозго.
Прокурор Ленинского района направил дело на доследование из-за неправильной оценки доказательств следователем и неполноты расследования. В ходе предварительного следствия, по мнению прокуратуры, надо более тщательно рассмотреть вопрос о возможности управления автомобилем, совершившим наезд на пешехода Нину Шестакову, водителем Алексеем Мозго.
Следствие обжаловало постановление прокуратуры о возвращении уголовного дела. Всего прокуроры разных уровней пять раз отправляли дело на доследование. После этого предварительное следствие по уголовному делу было продолжено и начат дополнительный поиск свидетелей.
В ноябре 2013 года обвинение было предъявлено Алексею Мозго, а уголовное дело в отношении его жены прекращено. Решением суда бывший экс-инспектор был арестован. В зале заседания Мозго свою вину не признал и опять заявил, что за рулем в момент аварии сидела его жена.
Как прокомментировал председатель городской коллегии адвокатов Александр Балян, после возвращения дела на дополнительное расследование следователи заново допросили некоторых очевидцев ДТП, а также привлекли новых свидетелей. В частности, были допрошены люди, с которыми 2-3 января Алексей, его супруга и пассажиры машины разговаривали по телефону и лично.
"Были опрошены эти люди (свидетели), среди них большое число — сотрудники полиции, которые, судя по всему, говорят правду… Они дали показания правдивые, которые позволили изобличить человека, они запираться, лгать не стали", — сказал Балян.
По словам Баляна, еще один свидетель, которого подрезала на дороге машина Мозго, подтвердил, что супруги не могли на такой скорости поменяться местами.
В конце декабря дело в отношении Алексея Мозго было направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения. Однако Балян предостерег от преждевременной эйфории.
"…Нам в любом случае предстоит непростой судебный процесс", — сказал председатель коллегии адвокатов.