НОВОСИБИРСК, 28 авг — РИА Новости, Ирина Ткач. Около 135 тысяч школьников Новосибирска, в том числе 15 тысяч первоклассников, через несколько дней сядут за парты. Психолог, педиатр и диетолог рассказали РИА Новости, как помочь детям адаптироваться к новому режиму дня, во что играть с ними и чем кормить.
Два месяца на адаптацию
Практикующий психолог Марина Поситака говорит, что для эмоционального комфорта детей, особенно первоклассников, не нужно откладывать покупку тетрадей, канцелярии, формы, сбор портфеля и прочих школьных принадлежностей до "часа икс", чтобы перед 1 сентября не устраивать беготню по магазинам.
По ее словам, постепенное приобретение товаров с участием ребенка будет способствовать спокойствию и уверенности первоклассника.
Врач-педиатр медцентра "Детка" Надежда Лиснецкая, в свою очередь советует устроить для ребенка "школьный" режим за неделю до начала учебного года.
"Такой режим дня нужно вводить примерно за неделю до начала учебного года: будить ребенка утром, кормить завтраком и обедом в определенные часы, устраивать подобие уроков, чтобы ребенок привыкал к определенному ритму жизни", — говорит Лиснецкая.
Первокласснику для адаптации к новому ритму нужно около двух месяцев, и в этот период важно, чтобы родители поддерживали ребенка в случае неудач, отмечает Поситака.
"Родителям нужно быть особенно терпеливыми, ни в коем случае не ругать за то, что дети чего-то не хотят делать, что-то забывают, теряют, не успевают, у них что-то не получается. Вместо этого уделите детям больше любви и ласки, сделайте своим девизом фразу "Ты — не один", поддержите", — говорит психолог.
Она рекомендует родителям вспомнить, как они сами себя чувствовали, в первый раз переступив школьный порог, и попробовать прожить с ребенком его страхи и переживания. "Для ребенка первый класс — это огромный стресс, поэтому главное для мам и пап — создать в доме максимально доброжелательную атмосферу", — уверена психолог.
Начиная со второго и до 11 класса, адаптация к школе идет несколько быстрее. "Школьникам нужно около двух — трех недель, чтобы втянуться в школьный процесс", — уточняет она.
Игра в школу
Психолог не советует мамам и папам тут же устраивать ребенку, вернувшемуся из школы, допрос с пристрастием: чем занимался, что изучал. "Нужно обязательно дать ему отдохнуть, переключиться. А поинтересоваться можно позже, во время каких-то общих дел, в игровой форме", — говорит Поситака.
Она отмечает, что для повторения школьного материала лучше не сажать ребенка за парту и заставлять его что-то рассказывать, а поиграть в "глупого" родителя, как будто что-то позабывшего.
"Начните, к примеру, с фразы: "Мне кажется, что два плюс пять получится восемь". Ребенок легко включится в такую игру", — отмечает собеседница агентства.
Кроме того, она не советует с первоклашками делать какие-либо уроки, если учителя их не задают. "Отсутствие "домашек", в том числе, помогает детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. Лучше поиграйте с ребенком, погуляйте в парке, сходите в магазин, просто будьте больше вместе. А задания обязательно будут, и за 11 лет дети еще успеют их наделаться", — советует психолог.
Еще один важный момент, по мнению специалистов, — дать возможность детям быть самостоятельными. "Ребенок должен научиться делать уроки сам, без родительского участия. Когда все делает мама или безотрывно сидит с ребенком — это безобразие. Однако отказывать в помощи тоже не стоит. Попробуйте сначала разобрать задание, потом ребенок его сделает сам, а родители проверят, помогут советом", — говорит психолог.
Специалист отмечает, что научить ребенка добираться до школы без сопровождения взрослых тоже можно в игровой форме. "Первое время, конечно, водим сами, а потом начинаем играть в игру. Утром предлагаем: сегодня ты поведешь меня в школу и домой. Смотрим, как ребенок переходит дорогу, где останавливается, убедившись, что все правильно, можно отпускать первоклассника в школу одного", — советует Поситака.
"Умный" завтрак
Правильный режим питания и рацион, по словам специалистов, помогут активизации мозговой деятельности, а значит, и адаптации к учебному процессу.
"Сейчас время, когда дети должны набираться витаминов и минеральных веществ. К примеру, полезного для работы мозга железа много в кураге, говядине, зеленом горошке. Кальция много в кабачках, сушеном инжире, орехах. Эти продукты обязательно нужно включать в детское меню", — говорит педиатр.
По словам врача-диетолога консультационного центра диетологии и правильного питания Татьяны Хлопониной, в конце лета и начала осени нужно есть больше сибирских овощей. "Стоит заменить привозные овощи и фрукты на плоды, выращенные в Сибири. Грейпфруты и бананы оставьте на зиму. В день ребенок должен съедать около 200-400 граммов свежих фруктов и ягод, около 300 граммов овощей, как свежих, так и тушеных", — рекомендует диетолог.
Она отмечает, что дети должны обязательно завтракать перед школой. Это могут быть легкие, но питательные углеводные продукты — каши, тосты с маслом и сыром, яйца, творог.
В обед детям нужно давать мясо и рыбу, приготовленные на пару или отварные. "Они очень хорошо сочетаются со свежими овощами", — говорит Хлопонина, добавляя, что на ужин детям стоит выбирать легкие блюда — омлеты, тушеные овощи, запеканки, в том числе творожные.
Специалисты советуют обратить особое внимание родителей на то, что дома старшеклассников всегда должен ждать сытный обед. В этом возрасте дети особенно активно растут, им требуется много энергии, поэтому они приходят со школы голодными.