НОВОСИБИРСК, 12 июл — РИА Новости. Некоторые фотографы в поисках новых направлений в искусстве и способов заработать забрались на крыши Новосибирска. Здесь они, переняв столичный опыт руферов, не просто снимают красивые виды, но и проводят фотоссесии с моделями.
Накануне Дня фотографа, отмечаемого 12 июля, корреспондент РИА Новости Татьяна Косачева отправилась на крышу вместе Андреем Мельниковым — фотографом-руфером, одним из законодателей моды на "высотные" фотографии в Новосибирске. Он рассказал о том, как все начиналось, об отношении к собственному занятию и… вопросам безопасности клиентов.
Школьник-бизнесмен
Андрей Мельников, только в этом году закончивший школу, уже называет себя успешным фотографом-предпринимателем. По его словам, он стал первым, кто в Новосибирске решился перенять опыт петербуржцев и начал осваивать новое направление среди фотографов — проводить экскурсии по крышам Новосибирска и устраивать там 20-минутные фотосеты.
Андрей говорит, что идея привести клиентов на крыши пришла ему в голову около года назад. К тому времени он уже считал себя профессиональным руфером — забрался на все труднодоступные высоты индустриального Новосибирска.
Были и конкуренты. "В одно время со мной экскурсии начал водить еще один парень. Но у него крыши были неинтересные, ценник большой и фотографировал не очень", — продолжает собеседник.
Жильцы взяток не берут
На вопрос о том, чем отличаются интересные крыши и неинтересные, Андрей отвечает, что это зависит от вида, который с нее открывается, и от ее доступности.
"К примеру, эта, на которой мы сейчас стоим (дом на улице Семьи Шамшиных, 16), на "тройку". Раньше пользовалась спросом. Вид на "Ауру" (крупнейший торговый центр в городе) открывается красивый. Но только до тех пор, пока сюда вход закрыт был. А сейчас тут проходной двор. Никому не интересно. Зато все хотят на крышу с видом на Оперный и площадь Ленина. Пока была возможность, я там работал", — сказал он.
Вспоминает, что однажды в прямом смысле пришлось отбиваться от жильцов. "Первый раз прогнали и меня и экскурсантов. Во второй раз вызвали полицию, но мы убежали. А в третий раз уже накинулись драться. Экскурсантам дали спокойно уйти, а за мной погнались. Но я снова успел скрыться — спустился по пожарной лестнице", — рассказывает собеседник.
При этом добавляет, что все равно удается пробраться туда, куда запланировано. Поскольку эта задача тоже является неотъемлемой составляющей всего процесса. И тут фотографу практически безразлично, что руферов называют безбашенными и что зачастую их действия являются правонарушениями.
Свадьба на крыше
Про клиентов Андрей рассказывает, что в основном это парочки, молодежь, для некоторых смысл именно в том, чтобы забраться куда-то, куда другие не могут, нельзя — и красиво, и адреналин, и повод потом похвастаться.
"Однажды ко мне пришла свадьба, 25 человек. Все залезли. Там даже бабуля была. Невеста, как полагается, в свадебном платье, с фатой и в туфлях на шпильке. Все прошло хорошо. Только лифт сломали. Жильцы тогда сильно ругались", — рассказывает об особо запомнившемся случае фотограф.
Еще ему вспоминаются спортсменки. "Они за секунду сели на край крыши на шпагат. Я снимал и просил слезть. Вдруг соскользнут", — говорит Мельников.
Одними из первых, по словам Мельникова, на экскурсиях новосибирских "фотографов-высотников" побывали нефтяники из Сургута — двое мужчин приехали в Новосибирск, увидели информацию в соцсетях и решили, что знакомиться с достопримечательностями будут с высоты птичьего полета.
"А после экскурсий мне потом много клиентов звонили, чтобы их уже не на крыше поснимал, а на девичнике, дне рождения или даже мини-футбольном турнире", — добавляет собеседник.
"Руфить" небо
Как признался Мельников, все, чем он сейчас занимается — это романтика и хобби. Не больше. Однако свою жизнь он хочет связать с небом — мечтает поступить в Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, и, как сам говорит, "руфить небо". Шансы есть, ЕГЭ сдал на 270 баллов, осталось пройти по здоровью.
"Развивать как-то дальше экскурсии по крышам в Новосибирске (официально) не вижу смысла. Мы же не Питер, смотреть в Новосибирске особо нечего. А как только это станет легальным занятием, интерес к нему просто пропадет", — подытожил Мельников, еще раз отметив, что большая часть интереса к такой фотографии именно в ее эксклюзивности, в азарте.
Могут оступиться
Известные, уже давно зарекомендовавшие себя фотографы Новосибирска говорят, что быть руфером — это одно, а фотография — это все-таки другое. Кроме того, они отмечают, что здесь присутствует очень серьезная сторона, связанная с ответственностью за других.
"К руферству и всему, что с ним связано, я отношусь так же, как к искусству плетения корзин, как к любому виду человеческой деятельности. Перед людьми, которые в любом виде деятельности достигают выдающихся результатов, я готов снимать шляпу. Плюс это неравнодушные люди. Для них фотография, как ни крути, это способ зафиксировать свои руферские способности", — говорит фотограф Евгений Иванов.
При этом он отмечает, что подобная деятельность не имеет отношения к фотографии как к искусству.
Фотограф Валерий Кламм, в свою очередь, говорит о рисках и том, что это "молодые, азартные, озорные ребята, они храбры и ремесленно крепки".
"Каждый волен делать то, что ему нравится. Но руферы должны понимать, что их примеру могут последовать и безбашенные головы, которые ради каких-то пиар-дивидендов могут собой очень сильно рисковать. Так что нужно заранее расценивать всевозможные ситуации", — отмечает Кламм.
По его словам, это очень серьезный вопрос. "За тобой могут пойти другие, которые могут оступиться на высоте. Если ты этот тренд формируешь, то и должен нести ответственность за чьи-то жизни", — подчеркивает фотограф.
В то же время про новосибирские экскурсии по крышам он говорит, что на данный момент "там все разумно и безопасно, насколько это возможно в таких рискованных делах".
Полиция же считает подобную деятельность нарушением, поскольку по требованиям безопасности чердаки должны быть закрыты, а ключ находиться либо у старшей по дому, либо в ЖЭУ. На чердаке и крыше находятся коммуникации и имущество жильцов — телеантенны, кабели интернета, имеются другие коммуникации. Но является ли нарушителем руфер — зависит от обстоятельств проникновения на крышу.
"Многое зависит от того, как они проникли на крышу: взломали замок или договорились с жильцами и ЖЭУ. Тут уже ответственность несет тот, кто дал ключ", — поясняет представитель ГУМВД по Новосибирской области Елена Тарасова.
"Был случай, когда руферы залезли на крышу Оперного и установили флаг — это уже хулиганство, потому что театр является объектом культурного наследия федерального значения. Один из участников был привлечен к административной ответственности", — привела пример Тарасова.