Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров рассказал РИА Новости о том, какие специалисты нужны региону, как, по его мнению, необходимо дальше развивать систему образования в НАО и обозначил прогнозы развития ведущей отрасли – нефтедобычи.
— Игорь Геннадьевич, расскажите, как регион завершает 2013 год? Что Вы можете сказать о развитие региона, чего удалось добиться?
— Самым главным показателем, по которому можно сказать, как работает конкретный человек, сообщество, да и в целом регион, — является факт. Если проанализировать происходящее в Ненецком автономном округе за последние пять лет, нельзя не заметить конкретных результатов… Например, было достаточно интересно наблюдать за происходящим во время технологического сбоя, когда линия волоконно-оптической связи была повреждена и регион на две недели остался без связи. Все мы уже привыкли расплачиваться в магазинах и кафе электронной картой, смотреть цифровое телевидение, работать в интернете. И вдруг это все пропало и стало видно, где мы были еще два года назад и где мы сейчас. А ведь кроме этого мы ввели LTE и 4G. У нас связь лучше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. В округе строится жильё, новые дороги и линии электропередач, во всех даже самых далёких сёлах и национальных посёлках появляются новые школы, детские сады и амбулатории. Налажены открытые взаимоуважительные отношения с нефтяными компаниями, результатом чего становятся новые социальные объекты по всему округу.
— НАО – регион, в котором основную часть доходов в бюджет приносят компании, занимающиеся нефтедобычей. Подведите итоги года по этой сфере деятельности и расскажите, чего ждать в будущем году?
— В 2013 году в регионе были введены в пробную эксплуатацию Хоседаю-Неруюское, Северо-Мукеркамылькское месторождения нефтегазовой компании "Горный", состоялось такое важное событие как ввод месторождений имени Романа Требса. В целом, было добыто около 14 миллионов тонн нефти. На будущий год план стоит на уровне более 15 миллионов тонн. Мы ожидаем ввод в пробную эксплуатацию Урернырдского месторождения "Русвьетпетро", в опытно-промышленную Южно-Торавейского месторождения нефтегазовой компании "Развитие регионов", в промышленную эксплуатацию Осовейского месторождения "Роснефти".
— В этом году в Ненецком автономном округе проделана серьезная работа в сфере образования. Расскажите, какова ситуации в регионе по подготовке кадров?
— Знаете, с годами работы губернатором я понял, что не надо всем учиться в высших учебных заведениях. Ненецкий округ – регион со своей спецификой, особенный регион. И если ненецкая семья хочет, чтобы их ребенок жил с ними, занимался традиционными видами деятельности, то надо дать ему возможность обучаться дистанционно в чуме. Мы собрали профессиональные технические училища Архангельской области в округе. На сегодняшний день мы готовы, в том числе, детям из малочисленных народов, давать достойный уровень образования и в нашем профессиональном техникуме. Но мы меняем формат. Нам уже не нужны менеджеры. Нам нужны слесари, электрики, токари-фрезеровщики… В первую очередь для нефтегазового сектора. А это 98% от общей потребности специалистов в регионе. Зачем ввозить специалистов из Татарстана, из Башкирии? Именно это сейчас делают наши нефтяные компании. Давайте будет здесь готовить специалистов, давайте исполнять этот заказ.
Также у нас отлично развивается сельское хозяйство, есть результаты, о которых не стыдно говорить. Мы полностью обеспечиваем себя кисло-молочной продукцией и мясопродуктами. И здесь тоже нужны профессионалы, которые будут понимать специфику этой отрасли. Таких специалистов в нашем техникуме мы тоже должны готовить.
Я выступаю за то, чтобы существовала вертикаль в подготовке специалистов – техникум, дальше высшее учебное заведение.
Мне кажется, в Ненецком округе не правильно просто так создавать филиал какого-либо вуза. Сейчас у нас есть Северный Арктический федеральный университет, есть Ухтинский государственный технический университет. Мы работаем с двумя этими университетами по созданию системы профобразования. И мы хотели бы, чтобы в нашем регионе разрабатывался заказ на образование, чтобы власти и компании сами говорили о том, какие специалисты ив каком количестве необходимы.