Белла Адцеева
Певицу Мадонну, которой сегодня исполняется 55, интереснее рассматривать не как музыканта и композитора, а как явление массовой культуры своего времени, повлиявшее не только на профессиональную индустрию, но и на взгляды и самоощущение целого поколения. С самого начала сделав провокацию одним из ключевых элементов собственного имиджа, она неизменно обращалась к темам, вызывающим не просто интерес, а ожесточенные споры – религии, гендерным ролям, свободе самовыражения. В День рождения певицы проект Weekend постарался подвести некоторые – а в случае с Мадонной уж точно промежуточные – итоги и разобраться, какими методами она вела диалог со зрителями и как зрители на него реагировали.
На мировой сцене Мадонна появилась очень вовремя: в 1969 году в журнале Playboy была опубликована знаменитая статья Лесли Фидлера "Пересекайте границу, засыпайте рвы", ставшая началом эпохи постмодернизма. К 1980-м, когда течение набрало силу, его черты стали активно распространяться и на искусство, формируя новые принципы и вообще новый взгляд на культурные процессы. Теперь граница между высоким и низким искусством стала не так очевидна, а массовая культура стала более интересной темой для рефлексии, чем культура в ее традиционном понимании. В новой конъюнктуре молодой звезде с бунтарским характером были все карты в руки: не боясь быть непонятой, Мадонна принялась смешивать элементы разных культур, одновременно используя традиционные религиозные архетипы и образы уличных субкультур.
Кто-то до сих пор считает, что на протяжении всей карьеры она делилась с публикой своим мироощущением, рассказывая, что думает о религиозной назидательности и женской красоте. Другие склонны думать, что Мадонна способна предчувствовать тенденции рынка и выдает именно то, на что в сложившихся условиях будет спрос. Как бы то ни было, вся ее карьера заслуживает внимания не только с точки зрения продаж и наград, но и с учетом тех вызовов, которые певица в разное время бросала всему миру.
"Мадонна - певица, феномен и гуманист". ФОТО >>
Одна из излюбленных тем Мадонны образца 1980-х – положение женщины и ее самоидентификация в "мужском мире". Об этом певица впервые высказалась в 1984 году после выхода песни Like A Virgin, ставшей со временем культовой.
Во время первой церемонии награждения MTV Video Music Awards 26-летняя звезда появилась на сцене в белом свадебном платье и поясе с надписью BoyToy, а исполняя песню, валялась и каталась по сцене, чем шокировала пуританскую и не привыкшую к подобному публику. Современный подросток, глядя на это выступление сегодня, едва ли найдет его вызывающим или даже смелым, но в середине 80-х, когда только ленивый не участвовал в идеологических баталиях, оно стало настоящим откровением, после которого менеджер певицы Фредди Деманн посчитал ее карьеру законченной.
Скандальное шоу, наоборот, сделало Мадонну суперпопулярной – для одних она сразу же стала новой иконой и ролевой моделью, а для других – вечным объектом нападок. Пояс с двусмысленной надписью, надетый на подвенечное платье вкупе с развязным поведением на сцене вызвали гнев католической церкви и в то же время интерес исследователей, которые принялись рьяно изучать "феномен Мадонны". Оживились и феминистки, которых выступление Мадонны разделило на два лагеря. Первые обвиняли ее в том, что нарочито сексуальным образом певица способствует патриархальному отношению к женщине; вторые заступались, считая, что гендерным стереотипам Мадонна противопоставила свободу быть самой собой.
"Мир прожженных, зажатых и закомплексованных англо-саксонских феминисток не способен понять, что Мадонна учит молодых девушек быть в полной мере женщинами и при этом сохранять контроль над своей собственной жизнью. Мадонна объединила в одном образе традиционно противопоставленные друг другу образы Девы Марии и Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы", - писала исследователь Камилла Палья.
Мадонна никогда, подобно другим артисткам, не следовала раз и навсегда выбранной ролевой модели – она была и грешницей, и святой, и соблазнительницей, и отвергнутой, меняя маски от песни к песне и от клипа к клипу. Повышенное внимание к визуальной составляющей своего творчества порой отодвигало непосредственно музыку на второй план, и это как нельзя лучше отражало один из основных принципов постмодернизма: главенство внешнего выражения над внутренним содержанием.
"Мадонна - американское зеркало, показывающее увлеченность американцев знаменитостями, восхваляющее труд и стремление к достижению успеха. Она создала себя сама, она — своя собственная добрая фея. Меняя себя, она каждый раз меняла Америку", - утверждал Жорж-Клод Жильбер в своей книге "Мадонна как миф постмодернизма".
Формирование новой культурной парадигмы не было убедительным аргументом для церкви, не раз осуждавшей певицу и время от времени продолжающей это делать. В 1989 году в рекламе компании Pepsi впервые прозвучала песня Like A Prayer, а последовавший клип на композицию вновь вызвал нарекания Ватикана. Несмотря на то что сюжет клипа был антирасистским, танцы на фоне горящих крестов и соблазнение ожившей статуи чернокожего святого оскорбили не только церковь, но и многих ее последователей, призывавших бойкотировать выступления звезды.
Еще одну порцию критических высказываний Мадонна получила в 2006 году. Во время тура Confessions On a Dance Floor после исполнения песни Live To Tell Мадонну в терновом венке поднимали на огромный крест со стразами, водруженный в качестве декорации на сцене. После "сатанинского шоу", как назвали концерт некоторые священнослужители, певицу даже грозились отлучить от церкви.
Однако Мадонну подобная перспектива не испугала, и уже через два года, продолжая отстаивать идею всеобщего равенства перед Богом, она, исполняя скандальную Like a Virgin, посвятила ее Папе Римскому Бенедикту XVI. "Я посвящаю эту песню Папе Римскому, потому что я — Божье дитя, и вы тоже", - сказала певица со сцены.
Express Yourself, призывала Мадонна в 1989 году, когда свет увидел ее очередной хит с одноименным названием. Невинный призыв быть собой в случае с Мадонной вновь обернулся несколькими скандалами – сражаясь за свободу самовыражения, певица не раз навлекала на себя гнев общественности, опять же церкви и даже политиков.
В начале 1990-х, когда толерантность еще не стала американской национальной идеей, певица позволяла себе рискованные высказывания.
"Я заставляю мужчин - да и не заставляю, а прошу - вести себя так, как они обычно не должны вести себя в обществе. Если они хотят носить бюстгальтер, они могут носить его. Если они хотят плакать, они могут плакать. Если один мужчина хочет поцеловать другого, это тоже можно", - сказала она в одном из интервью 1992 года.
Ссылаясь на подобные цитаты, исследователи писали о том, что Мадонна "ломает гендерные стереотипы", тем самым ниспровергая культурные границы и предлагая собственное представление об идентичности.
Верной своим принципам она осталась и двадцать лет спустя, когда в рамках турне M.D.N.A. в очередной раз приехала в Москву, где спустя десять дней после ее шоу был оглашен приговор по делу Pussy Riot. Во время концерта певица произнесла речь в защиту участниц панк-группы, а после, продемонстрировав написанное на спине название коллектива, исполнила в балаклаве Like a Virgin. На следующий день, выступая уже в Санкт-Петербурге, певица поддержала ЛГБТ-сообщество. Нанесенный моральный вред петербургские активисты оценили в 333 миллиона рублей – такой была сумма иска к организаторам шоу.
Подробнее о суде в Петербурге по иску к певице Мадонне >>
На заре карьеры слова, тексты песен и видео Мадонны шокировали публику по обе стороны океана, однако за 30 лет мир изменился, и сегодня большинство воспринимает ее как адепта либеральных ценностей и защитницу права на свободу мнения. Каков ее вклад в формирование новых установок – вопрос, до сих пор открытый для исследователей, которые при многочисленных разногласиях сходятся в одном – Мадонна стала неотъемлемой частью культуры второй половины XX века:
"Подобно логотипам и брендам, Мадонна трансформировалась в собирательный образ, который включил в себя аллюзии на звезд прошлых лет и на ее собственные более ранние выступления. При этом она не текст и не личность, а набор значений, находящийся в постоянном процессе видоизменения" (Джон Фиске, "Анализируя популярную культуру").