Генеральный директор ИД "Азбука-Аттикус" Аркадий Витрук рассказал РИА Новости о том, как издательство планирует искать выход из глобального кризиса, охватившего книжный рынок, помогает ли ему то, что его акционером стал второй по объему издатель книг в мире Hachette Livre, а также раскрыл секрет, как ему удалось заполучить права на новый роман Джоан Роулинг. Беседовала Мария Ганиянц.
- В последнее время российские издательства говорят о сокращении тиражей и сетуют на убытки. А как вы пережили последний год?
- Признаюсь, что прошлый год был самым тяжелым в истории "Азбуки-Аттикус". Падение составило порядка 10% по сравнению с 2010 годом, и это очень много.
- И что вы будете делать?
- Рассчитываем "выплыть" за счет более гибкой политики производства книг - будем реагировать на запросы времени. Будем искать клиентов вне привычной книжной отрасти, находить магазины, которые торгуют не исключительно книжными товарами, стараться распространять продукцию через разные каналы, а также находить такие партнерские взаимоотношения, которые позволят нам продавать через различные книжные сети. Кризис научил людей считать деньги, выживать. Естественно, тот, кто умеет считать деньги, успешнее, креативнее и шустрее реагирует на изменения рынка.
- Вы рассчитываете, что издание новой книги Роулинг для взрослых, права на которую вы получили, может стать "локомотивом" продаж? Кстати, как вам удалось выиграть тендер? Помогла связь с Hachette Livre?
- Мы, конечно, рассчитываем, что эта книга станет бестселлером, поэтому мы за нее и боролись. Эту книгу называют одной из самых ожидаемых в мире, надеюсь, что российским читателям, как и остальному миру, очень интересно увидеть первый роман для взрослых, написанный Джоан Роулинг. Как нам удалось выиграть тендер? Мы участвовали в нем, как и многие другие российские издательства. Поскольку у Hachette Livre гораздо больший опыт участия в таких тендерах, нам, конечно помог их совет и рекомендации в ходе процесса.
- Сейчас многие издатели возлагают надежду на рынок электронных книг, который в частности может привлечь молодую аудиторию...
- Не могу сказать, что возлагаю на этот рынок большие надежды, он пока ничтожно мал. Кроме того, сначала нужно приучить людей к легальному использованию электронных текстов, и большинство издательств готовы ради этой цели снизить цены на электронные книги. Мы понимаем, что находиться в конкуренции огромного числа нелегального контента и предлагать по полной цене электронную книгу было бы просто глупо. К тому же надо отдавать себе отчет в том, что у большинства издательств еще ресурсы загрузки этих книг, с точки зрения удобства, зачастую уступают пиратским. Но я верю, что, если цена на электронную книгу приемлемая, в районе трех долларов, то, наверное, большое количество людей не будут мелочиться и скачают легальную книгу. При условии, конечно, что это удобно и комфортно.
- Часто издатели жалуются, что иностранные правообладатели не передают электронные права в Россию, опасаясь пиратства...
- Это правда, но в последнее время ситуация начинает меняться. Нам помогает то, что в прошлом году Hachette Livre купил долю "Азбуки-Аттикус". Иностранцы долго не передавали нам права на электронные книги тех авторов, которых мы издаем, сейчас мы уже подписали права на главные наши бестселлеры, например, на книги Сесилии Ахерн, Жан-Кристофа Гранже и Марка Леви. Кстати, новая книга Джоан Роулинг будет издана как в бумажном, так и в электронном виде. Не исключено, когда мы наберем достаточно электронных книг, то начнем сами их продавать.
- А в чем, на ваш взгляд преимущества электронной книги?
- Электронная книга дает возможность получать больше информации легко и удобно. Например, достаточно кликнуть на любое слово, чтобы узнать его значение в электронном словаре. Но это требует огромной дополнительной работы от издателей, которые должны привязать эти кросс-ссылки.
- Стоимость издания бумажной и электронной книги отличается?
- По стоимости редакционной подготовки они почти не отличаются. В электронной книге есть больше затрат на подготовку файлов, особенно если они нужны в разных форматах, ее также нужно умно сверстать, а в бумажной книге важны цветопроба, распечатки макетов. Но в целом все одинаково, и корректура, и редактура, и перевод.
- От чего зависит рост рынка электронной книги?
- Это очень сильно зависит о того, кто и как занимается распространением электронных книг. Например, в Великобритании после того, как Amazon вышел на рынок, за пару лет у них электронные книги заняли уже 10% рынка. В Америке продажи электронных книг составляют 25% от всего рынка, а по отельным наименованиям - 50% и больше.
- Что чаще всего берут из интернета?
- Чаще всего скачивают детективы, среди лидеров - Джеймс Паттерсон, Стивен Кинг, Грэм Гришем, любовные романы. Меньше интересуют издания с дополнительными опциями, например, с галереей фотографий или интервью с автором. Подобные книги составляют не более 1% на рынке электронной литературы.