Рейтинг@Mail.ru
Владимир Савченко: российскую СПРН полностью модернизируем в 2019 г - РИА Новости, 11.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владимир Савченко: российскую СПРН полностью модернизируем в 2019 г

© Фото : Николай ЧиченевГенеральный директор ОАО "Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца" Владимир Савченко
Генеральный директор ОАО Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца Владимир Савченко
Читать ria.ru в

В конце ноября в ответ на развертывание американской системы противоракетной обороны в Европе была введена в строй и поставлена на дежурство новая радиолокационная станция (РЛС) высокой заводской готовности "Воронеж" в Калининградской области. Эта станция отвечает за предупреждение о ракетном нападении в самом западном российском регионе, она усилила прикрытие стратегически важных объектов РФ.

Однако США планируют полностью завершить формирование системы ЕвроПРО к 2020 году, развернув в Польше и Румынии противоракеты,  способные защищать территорию стран НАТО как от баллистических ракет малой и средней дальности, так и межконтинентальных.

О том, сформирует ли Россия к этому времени адекватную систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая сможет блокировать американскую инициативу, а также о других новых технических разработках для Вооруженных Сил РФ корреспондент РИА Новости Игорь Андреев поговорил с генеральным директором ОАО "Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца" Владимиром Савченко.

- Владимир Петрович, Ваше предприятие на федеральном уровне является единственным поставщиком РЛС метрового диапазона типа "Воронеж". Не так давно министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил о намерении РФ возвести станцию высокой заводской готовности в азербайджанской Габале вместо РЛС "Дарьял". Есть ли уже планы на ее строительство?

- Речь идет о высокопотенциальной станции высокой заводской готовности "Воронеж-ВП" метрового диапазона. Здесь ситуация такая: ваш покорный слуга был в составе делегации Минобороны, которая ездила в сентябре сего года в Баку, в том числе, для рассмотрения вопроса продления срока эксплуатации действующей станции "Дарьял". Что касается присутствия нашей станции, то оно приветствуется азербайджанской стороной. Люди помнят, что создание РЛС в Габалинском районе привело к коренному преобразованию всей территории. Были проложены дороги, обеспечено бесперебойное снабжение электроэнергией не только РЛС, но и всех объектов региона, что не замедлило сказаться на экономическом росте Габалинского района. Кстати, одна из просьб азербайджанской стороны - не закрывать русскоязычную школу, в которой на ряду с детьми персонала РЛС учатся и местные ребята. 

Что касается сроков, по планам это 2017 - 2019 годы, но все зависит от доброй воли наших уважаемых соседей - окончательно договоренности будут закрепляться на политическом уровне.

- О демонтаже старой станции речи не идет?

- А это не наша собственность, этот вопрос могут решить только азербайджанские власти. Новая же станция, которую мы планируем построить, будет собственностью России, причем, напоминаю, она будет модульной. То есть, ее всегда можно демонтировать, вывезти и собрать где-нибудь рядом.

- Командующий войсками Воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Олег Остапенко, недавно заявил, что такого же типа станция в Усолье-Сибирском готова уже на 50%...

- На самом деле станция уже полностью собрана, сегодня там идет подготовка к началу испытаний. И в Ленинградской области (Лехтуси), и в Усолье-Сибирском станции однотипные, работают в метровом диапазоне. У них есть различия в технических характеристиках и комплектации, так как они изначально предназначались для разных задач: если в Лехтуси станция закрывает относительно небольшой сектор и имеет одно антенное полотно, то у станции в Усолье-Сибирском таких полотен два. Они обеспечивают сектор обзора в 240 градусов. Характеристики у них таковы, что позволяют нам контролировать пространство практически до экватора.

Обе эти РЛС - высокой заводской готовности. Что такое высокая заводская готовность? В апреле этого года военные строители начали возводить фундамент в Усолье-Сибирском. Летом мы привезли аппаратуру, а в октябре уже вышли в эфир. История создания станций  с подобным функционалом раньше таких сроков возведения не знала.

- Какие страны станция в Усолье-Сибирском должна будет взять под пристальное наблюдение?

- Говорить о контроле территории каких-то отдельно взятых стран было бы неправильно. Есть космическое пространство, которое примыкает к Российской Федерации и через которое на территорию нашей страны могут попасть "нежелательные объекты". И мы будем контролировать соответствующую часть этого пространства.

- Планы, выходящие за рамки строительства станции в Габале, у Вашего предприятия есть?

- Вы знаете, я не открою большой секрет, если скажу, что станции метрового диапазона существуют и в других местах. Где-то они требуют модернизации, как станции в Печоре и под Мурманском.

Основное преимущество новых станций - в дешевизне при сохранении тактико-технических характеристик. Представьте себе, у "Воронежа" эксплуатационные расходы на порядок ниже, чем у РЛС "Дарьял". Например, чтобы работала Печорская станция, там построили Печорскую ГЭС. Мощность ее - 100 МегаВатт, из них более 50 процентов забирала станция. А новая РЛС при таких же функциональных параметрах будет забирать менее 10 МегаВатт. Остальные пойдут в народное хозяйство.

Модернизацию станций в Печоре и Оленегорске мы начнем раньше, чем работы в Габале. Строительство станции в Габале запланировано уже фактически после модернизации этих двух станций. В Печоре мы должны начать в 2015 году, а в Мурманске приступим к строительству в 2017 году.

- А контракты с военными по этой программе Вы уже заключили?

- Контракты с Минобороны на строительство и модернизацию этих трех объектов еще не заключались, но средства на эти станции в госпрограмме вооружения до 2020 года зарезервированы. Была проведена большая подготовительная работа. Все эти программы обсуждены на самом высоком уровне, есть определенные документы, сетевые графики, где мы расписываем определенные этапы работ и согласовываем их с генеральным заказчиком.

Мы все это заранее планируем и прописываем в том числе и потому, что министерству обороны к моменту постановки новой станции на боевое дежурство нужно уже иметь обученный для работы с этой техникой персонал, офицеров. Это же за один день не делается.

- Владимир Петрович, а РЛС на своих мощностях производите или привлекаете подрядчиков?

Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца и наши основные партнеры, НИИ дальней радиосвязи, входят в один концерн - "Радиотехнические и Информационные Системы". В этот же концерн входит ряд предприятий, непосредственно занятых на производстве, таких как Саранский телевизионный завод, Ярославский радиозавод, "ОКБ Планета" в Великом Новгороде, и другие. Это достаточно мощные заводы, поэтому нам по плечу самые крупные проекты, к которым мы относим и производство РЛС "Воронеж".

- По какому принципу в Калининградской области и в Армавире были размещены станции дециметрового диапазона, а в Лехтуси и Усолье-Сибирском - метрового?

- Традиционно локаторами дальнего обнаружения со времен СССР занимались две организации - НИИ дальней радиосвязи и Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца. Для выполнения задач предупреждения о ракетном нападении эти организации используют разные диапазоны частот. В метровом диапазоне, которым занимаемся мы, меньше потери сигнала, а в дециметровом, которым занимается НИИДАР, есть свои преимущества, связанные с точностными характеристиками. Сегодня так сложилось, и, наверное, правильно поступает наш гензаказчик, когда заказывает РЛС и в одном диапазоне, и в другом.

- Институт Минца занимается только РЛС, или у Вас есть разработки и в других  направлениях?

- По большому счету, организации, которые внесли такую колоссальную лепту в решение проблем и вопросов безопасности нашей страны, можно пересчитать по пальцам. В 1946 году мы были лабораторией, которая занималась радиотехническими вопросами настолько успешно, что через четыре месяца ее под свое крыло забрал Игорь Васильевич Курчатов для создания ускорителей в атомном проекте. Сейчас эти ускорители работают в наших ведущих ядерных центрах в Дубне и в Серпухове. Позже мы занялись разработкой и строительством сооружений, связанных с системой ПВО и ПРО страны.

- А в области информационных систем только созданием РЛС занимаетесь?

- Нет, не только. Чуть больше недели назад в составе разведывательно-ударного авиационного комплекса нового поколения Ка-52 завершились государственные совместные испытания нашей новой разработки - широкополосной радиолинии связи "БРИЗ". В данном случае "БРИЗ" - это не ветер, который дует с моря, а "Быстро Разворачиваемая Информационная Зона". Совпало так, что завершены эти испытания были в день 65-летия института.

СПРАВОЧНО: Ка-52 "Аллигатор" - новейший многоцелевой российский боевой вертолет. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 "Черная акула". Командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, указания на цель и координацию действий группы боевых вертолетов, способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу на поле боя и воздушные цели.

"Морскую" модификацию этого вертолета - Ка-52К - планируется размещать на вертолетоносцах "Мистраль, первый из которых поступит на вооружение ВМФ РФ в 2014 году.

Максимальная скорость Ка-52- 350 километров в час, дальность полета - 1,2 тысячи километров, высота полета - 5,5 тысячи метров, скороподъемность - 10 метров за секунду. Экипаж - два человека, летчик и штурман.

- Специально "под дату" завершение испытаний не подгадывали?

Нет, это случайное, но от этого не менее знаменательное совпадение. В один день и успешное завершение испытаний, и 65-летие института. Вообще, юбилей - это событие не только для предприятия, для каждого нашего сотрудника, но и для всех радистов и физиков России. Институт имени Минца - это гордость отечественной науки.

- Так что это за "БРИЗ", который не ветер с моря?

- Это комплекс, обеспечивающий высокоскоростное информационное взаимодействие авиационных абонентов и абонентов на земле. Он состоит  из компактной бортовой и наземной аппаратуры, работающей в сантиметровом диапазоне длин волн и разработанный на базе современных телекоммуникационных технологий. Этакий военный аналог современной технологии мобильной передачи данных LTE.

Бортовая и наземная аппаратура "БРИЗ" обеспечивают передачу данных в реальном времени и высоком разрешении с вертолета на вертолет и с вертолета на наземный пункт управления. Передаваться может текущее или записанное видеоизображение с камер и радаров вертолета, видеоизображение из кабины экипажа, а также параметрическая информация от комплекса бортового оборудования.

Это позволяет вести разведку с воздуха, что называется, в режиме онлайн. Кроме того,  решения по управлению авиационной группировкой, применению авиационных средств поражения и контроля эффективности их применения теперь могут приниматься с вертолета командира группы или даже с наземного командного пункта. Также передача с вертолета видеоизображения с индикаторов в кабине экипажа в реальном времени будет применяться при обучении пилотов.

- Какие-то новые технологии в Вашей разработке применяются?

Из ключевых технологий я бы обратил внимание на применение многорежимных активных фазированных антенных решеток (АФАР). Ее применение позволило существенно снизить массу и энергопотребление аппаратуры.

Существующие аналоги "БРИЗа" с сопоставимыми тактико-техническими характеристиками обладают массой в десятки килограммов и потреблением в сотни Ватт. Для сравнения, в АФАР мощность самого излучателя - мизерная, буквально доли Ватта, а общая мощность всей бортовой аппаратуры - менее 150 Ватт. Весит она меньше 10 килограммов.

- АФАР - это как в истребителе 5 поколения?

- Нет, в истребителе 5 поколения АФАР в первую очередь решает задачи радиолокации, а не передачи данных.

- А почему же за рубежом широко не применяют эту технологию?

Эти технологии очень сложны и дороги, для разработки и производства требуют серьезных научных и производственных школ, которые могут позволить себе только ведущие страны - такие как Россия, США и ряд европейских государств.

Действительно, нам на данный момент не известны зарубежные бортовые системы передачи данных на базе АФАР. Существует ряд наземных систем, которые работают со спутниками связи, но о массовом применении бортовых систем данных нет.

- Кроме Ка-52 на какие машины планируете устанавливать БРИЗ?

- С группой компаний "Транзас" мы ведем работы над системой высокоскоростной передачи данных для вертолета Ми-8. Кроме того, ведется большая работа по адаптации этой аппаратуры для беспилотных летательных аппаратов. Безусловно, в этих работах мы взаимодействуем с основными разработчиками беспилотных летательных комплексов в интересах Минобороны РФ, таких как ОАО "Камов" и "Транзас" (известный разработчик  морских и авиационных навигационных  систем - прим. РИА Новости).

Кроме того, отдельными разработками по ударным "беспилотникам" мы совместно с разработчиками летательных аппаратов занимаемся за свой счет в инициативном порядке. В начале следующего года совместно с разработчиками беспилотников мы планируем выйти с соответствующим предложением в этой области на министерство обороны.

- В Минобороны по результатам госиспытаний "БРИЗа" еще не приняли решения о закупке у Вас этой системы?

- Минобороны уже подписало с нами контракт на 2012-й год и до 2020 года планирует осуществлять серийные закупки аппаратуры "БРИЗ" для вертолетов Ка-52 и его модификаций. В 2012 году начнутся серийные поставки в Военно-воздушные силы. Установочная, опытная партия была поставлена в войска в 2010 - 2011 годах, а сейчас, после завершения государственных совместных испытаний и утверждения серийной документации с 2012 года начнутся серийные поставки заказчику, которым является министерство обороны России.

- Совместные испытания с Единой системой управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) Сухопутных войск не планируете проводить?

- До настоящего времени на нас с такими предложениями не выходили ни из концерна "Созвездие", ни из Минобороны, но аппаратура "БРИЗ" разработана на базе существующих протоколов информационного обмена, принятых Минобороны РФ, и это должно обеспечить "нормальное общение" нашей аппаратуры с другими информационными системами, в том числе и с ЕСУ ТЗ.

- Вы единственный разработчик подобной аппаратуры в России? Конкуренции не боитесь?

- Мы не единственный разработчик. Подобными комплексами занимаются и предприятия, входящие в концерн "Вега", и НИИ Точного Приборостроения (НИИТП), но мы достаточно успешно с ними конкурируем. Мы знаем свои сильные стороны и сильные стороны наших коллег.

- За рубежом высказывают заинтересованность в приобретении Ваших разработок?

- За рубеж пока ничего из этих систем не поставляем, но считаем возможным сотрудничество с зарубежными компаниями по телекоммуникационным разработкам, которые институт ведет в инициативном порядке. Кроме того, мы активно сотрудничаем с  ОАО "Камов" в части укомплектования экспортными модификациями наших изделий вертолетов, предлагаемых иностранным заказчикам.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала