МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. Сейсмологи обнаружили, что рекордное по глубине и силе землетрясение в Охотском море в мае 2013 года было сопоставимо по своей мощности с взрывом 35 миллионов тонн тротила, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
Утром 24 мая в акватории Охотского моря произошло землетрясение магнитудой 8,2, которое сразу ощутили жители Камчатки и прилегающих районов. Землетрясения такой силы происходят на Земле в среднем один раз в год. Поскольку очаг землетрясения находился на очень большой глубине, около 600 километров, подземные толчки ощущались на большом расстоянии от эпицентра — на европейской части России.
"Это событие уникально потому, что оно произошло на глубине более 600 километров, что близко к рекорду по глубине для землетрясений, 720 километров, и при этом имело магнитуду 8,3. Кроме того, количество афтершоков, от 10 до 15 повторных толчков, необычно высоко для такого глубинного землетрясения, и эти волны "докатились" до Москвы и Петербурга. Удивительно, что никто не пострадал от этого катаклизма", — пояснил РИА Новости российский сейсмолог Алексей Завьялов из Института физики Земли имени Шмидта РАН в Москве.
Землетрясение века
Необычный характер и большая мощность землетрясения, единственным аналогом которого ученые называют Боливийское глубинное землетрясение 1994 года, привлекли внимание международного сообщества сейсмологов. Торн Лэй из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США) и его коллеги стали первой группой ученых, которым удалось проследить за ходом землетрясения и опубликовать полученные результаты в журнале Science.
По их расчетам, этот катаклизм высвободил огромное количество энергии, соответствующей по силе взрыву 35 миллионов тон тротила, что в три раза больше, чем во время Боливийского землетрясения 1994 года. Эта энергия была выделена вдоль границ гигантского разлома длиной в 180 километров, породы которого "раскалывались" с необычно высокой скоростью — в 4 километра в секунду и сдвинулись на 2-10 метров к моменту прекращения толчков.
Эхо катаклизма
Другой интересной особенностью Охотского землетрясения было то, что напряжение в горных породах "сбрасывалось" гораздо сильнее во время афтершоков, чем того ожидали ученые. Одно из таких событий, которое произошло через девять часов после начала катаклизма, обладало почти такой же мощностью, что и само землетрясение.
"Авторы статьи попытались найти причину того, почему во время афтершоков сброс напряжения не соответствовал силе повторных толчков. По их расчетам, во время одного из них было сброшено чуть ли не больше энергии, чем в основном толчке. И одна из их версий — возможно, что на таких глубинах тектоническая плита крайне неоднородна, с множеством хрупких и твердых участков, из-за чего она разрушается, так сказать, "мягко", а не так, как это обычно происходит", — объясняет Завьялов.
В целом, как отмечают Лэй и его коллеги, этот катаклизм заметно отличался по своему характеру от своего боливийского "кузена", и был больше похож на "обычные" землетрясения, которые происходят на относительно небольшой глубине в 100-200 километров. Данный факт, как полагают ученые, должен только усилить интерес к данному событию среди сейсмологов и геологов.