МОСКВА, 18 июн — РИА Новости, Марина Ведяшкина. Срок продажи билетов на одну и две поездки в метро продлен до 31 декабря. Эксперты, опрошенные РИА Новости, не сошлись во мнении относительно того, какое решение — отменить эти билеты или продолжить их использовать — будет оптимально подходящим для города и его жителей.
Главные новости столицы на портале "В Москве" >>
Власти столицы планировали с 1 июля отменить бумажные проездные на 1 и 2 поездки в метро. Вместо них москвичам предлагается использовать электронный кошелек "Тройка" — пластиковую карту для многократного использования с возможностью пополнения баланса в зависимости от потребности пользования общественным транспортом.
Первым этапом в формировании нового ассортимента проездных стало внедрение 1 февраля единого билета, который позволяет воспользоваться метро, автобусом, троллейбусом и трамваем. В апреле стартовал второй этап обновления билетного меню на общественный транспорт Москвы. В частности, в продажу поступили проездной "90 минут" и электронный кошелек "Тройка".
Гостям столицы придется покупать "Тройку"
Руководитель направления "Общественный транспорт" экспертно-аналитического центра probok.net Александр Чекмарев считает, что отмена билетов на 1-2 поездки послужит стимулом для пассажиров покупать билеты на большее количество поездок, благодаря чему они будут экономить, в то время как сейчас люди покупают эти билеты по привычке, до конца не осознавая, насколько это невыгодно. Эксперт подчеркнул, что именно отмена этих билетов заставит людей задуматься о том, что есть более эффективные способы оплаты.
"Мое мнение такое, что нужно от них уходить окончательно, потому что, как показал опыт, электронный кошелек, электронная карта "Тройка" — успешный проект, она очень востребована, большое число людей ей пользуется, поскольку именно она позиционируется как замена для билетов на 1-2 поездки, с этой точки зрения она полностью подходит и оправдывает себя", — отметил Чекмарев.
"Лично я пользуюсь проездным на 60 поездок, но иногда я его забываю просто и мне нужно сделать 1-2 поездки, поэтому без этой возможности будет достаточно затруднительно", — рассуждает эксперт.
По его словам, не стоит отказываться от этих билетов, так как они, по сравнению с билетами на большее число поездок, довольно дорогие, за счет чего будут окупаться.
Чекмарев же, напротив, отмечает, что число людей, которые приезжают и уезжают, по отношению к регулярной массе пользователей метро очень мало.
"Город не должен ориентироваться на них в качестве клиентообразующих покупателей, потому что основная доля людей совсем другого порядка. Те, кто приезжает один раз в год в Москву, могут заплатить и большую сумму. На самом деле, кардинально ситуация не поменяется. Они просто купят комплексный билет, который будет стоить 50 рублей", — полагает эксперт.
Надо уступить народу
"В нашем ремесле, связанном с перевозкой пассажиров, через коленку ничего нельзя делать. То есть пока народ к этому не привык, значит, надо уступить народу. В принципе, это правильная мера, но если сейчас появятся недовольные, с ними не надо спорить. Привыкнут — тогда и отменим", — призывает Блинкин.
По его мнению, в настоящее время билетное меню Москвы может предложить пассажиру разные удобные варианты, к примеру, 90-минутный билет, карту "Тройка", но при этом оно ориентировано на стабильного московского пассажира.
"В принципе, кто остается за бортом этой системы — либо человек, который приехал на пару дней в город, либо так называемые маломобильные москвичи, которые редко пользуются транспортом. Или просто пожилой человек, который редко выходит из дома", — рассуждает эксперт.
Блинкин предполагает, что для этих людей разумной альтернативой станет карта "Тройка", которую можно пополнять, но если людям это покажется неудобным, то придется оставить в продаже билеты на 1-2 поездки.
"Могу с уверенностью сказать, что идеи облапошить население и взять лишние деньги под предлогом изменения билетного меню в повестке дня нет абсолютно точно", — уверяет эксперт.
Отмена билетов выгодна билетной мафии
Член совета общественного движения "Столица — международный культурный центр" Александр Тугунов опасается, что с прекращением продажи билетов на 1-2 поездки в кассах пассажиры станут гораздо чаще передавать деньги за разовый проход "билетной мафии".
"Если мы уберем эти билеты сейчас, то та мафия билетная, которая и сейчас процветает, она просто возьмет все в свои руки, будет контролировать. Потому что на любую станцию возле вокзала и вообще крупную станцию Кольцевой линии или в центре вы заходите, там везде есть два-три человека, которые продают проходы по многоразовым карточкам", — отмечает эксперт.
По его словам, перекупщики приобретают карточку на 60 поездок за 1,2 тысячи рублей, при этом себестоимость поездки составляет 20 рублей, а продают эти поездки уже по 25 рублей.
"Если мы сейчас уберем эти билеты, никто не будет покупать для одной поездки карту "Тройка". Это, конечно, декларируется как выход, но это, по сути, не является выходом. И получится просто, что мафия будет подкармливаться за счет отмены этих билетов, поэтому их вполне можно и нужно оставить", — утверждает Тугунов.
На "Тройке" далеко не уедешь
По его мнению, карта "Тройка" невыгодна, так как при оплате проезда в наземном транспорте со счета списывается 26 рублей, а не 25 как при покупке билета в киоске Мосгортранса.
"Карта "Тройка" очень быстро сжирает деньги. Тем более, пассажиру это невыгодно в метро, где поездка по карте "Тройка" стоит 28 рублей в независимости от количества поездок. Выгоднее купить любой из билетов, где поездки будут стоить от 25 рублей за штуку, то есть дешевле. Я не понимаю, как в нынешнем виде карта "Тройка" вообще может привлечь кого-то, кроме людей, которые совсем не думают об экономии средств", — рассуждает Тугунов.
Эксперт считает возможным отмену билетов на 1-2 поездки только при условии, что будет пересмотрена тарифная политика "Тройки".
"Необходимо эффективно с помощью полиции бороться с билетной мафией, потому что сейчас не происходит никакой борьбы вообще, это просто неконтролируемая ситуация. Если такие меры будут введены, тогда можно будет подумать об отмене билетов на 1-2 поездки. Даже если эти билеты останутся, все равно нужно как-то работать с этой мафией, потому что это просто невозможно — метрополитен несет колоссальные убытки на этом", — подчеркивает Тугунов.