МОСКВА, 30 мая — РИА Новости, Василий Евстигнеев. Эксперты, опрошенные РИА Новости, дают неоднозначные оценки введению платной парковки в пределах всего Бульварного кольца Москвы с 1 июня. Одни ожидают, что эта мера действительно разгрузит центр и упорядочит парковку, хотя и не сразу, другие относятся к этому скептически, считая, что автовладельцы еще морально не готовы пересесть на общественный транспорт, поэтому платная парковка их не остановит. При этом специалисты сошлись во мнении, что стоимость машиноместа на городских стоянках достаточно высока.
Главные новости столицы на портале "В Москве" >>
Стоимость и способы оплаты
Эксперимент с платной парковкой стартовал на 21 улице в центре Москвы 1 ноября 2012 года. Городские власти признали его удачным, и с 1 июня 2013 года проект будет распространен в пределах всего Бульварного кольца. Тариф за пользование городскими стоянками составляет 50 рублей в час, при этом жители улиц в зоне платной парковки и инвалиды могут парковаться бесплатно с 20.00 до 8.00 или приобрести годовой абонемент на круглосуточную стоянку без почасовой оплаты за 3000 рублей.
Оплатить парковку можно несколькими способами: через паркомат, смс, мобильные приложения и на портале "Московское парковочное пространство". Если вы остановились в платной зоне и зашли на полчаса в кафе, то платить за машиноместо все равно придется по часовому тарифу. Средства от оплаты парковки поступают в городской бюджет.
Замедленное действие
По мнению заместителя руководителя экспертно-аналитического центра "Пробок.нет" Андрея Мухортикова, в краткосрочной перспективе введение платной парковки в пределах Бульварного кольца никак не повлияет на ситуацию: быстрого улучшения дорожно-транспортной ситуации и наведения порядка с парковкой в центральной части города ждать не стоит.
"Введение платной парковки в центре сейчас будет стимулировать водителей пользоваться общественным транспортом. Это линия, которая взята большинством городов мира, когда въезд в узкие улочки города ограничен платной парковкой. Преимущество платной парковки состоит в том, что все места под парковку размечаются. Сейчас же у нас водители паркуются по принципу "если не запрещено, значит можно", — сказал Мухортиков РИА Новости.
При этом эксперт надеется, что благодаря целому комплексу мер, которые принимают столичные власти для решения транспортных проблем, в том числе и введение платной парковки, к 2015 году средняя скорость на дорогах Москвы начнет увеличиваться, и год от года будет расти.
"Однако по мере расширения зоны платной парковки привлекательность центра для автомобилистов будет снижаться, и, вероятно, часть водителей постепенно будут отказываться от поездок в центр на авто. Ну, а для тех, кому все же потребуется съездить в центр на машине, плюсом станет возможность быстрее припарковаться, пусть и за деньги", — отметил Медников.
В свою очередь, Мухортиков выделяет еще одну проблему, которая значительно осложняет транспортную ситуацию в центре Москвы. По его словам, исторический центр — это не только культурный, но и офисный центр. Поэтому необходимо переводить точки концентрации рабочих мест на периферию, а также улучшать транспортное сообщение между районами за счет строительства новых дорог.
"Пробки по всему городу — это уникальная ситуация для мегаполисов, так как в других городах мира пробки возникают только там, где невозможно расширить дороги. У нас же они везде, потому что наблюдается плохая связь между районами на периферии. По этому показателю мы отстаем от мировых мегаполисов в два-три раза", — пояснил Мухортиков.
Морально не готовы
Однако некоторые эксперты считают введение платной парковки в центральной части города бессмысленным в плане улучшения транспортной ситуации — автомобилисты все равно поедут в центр, и пробки как были, так и будут.
"Ни о каком упорядочении речи быть не может. Мы ставим машину там, где есть свободное место — неважно, за плату или нет. Это коммерческий проект для зарабатывания денег и выдавливания людей из центра", — заявил РИА Новости президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
По его мнению, постоянные пробки в городе говорят о том, что "автомобилисты готовы часами стоять в пробке, но не променяют машину на троллейбус".
"Мы еще морально не готовы к (платной) парковке, тем более что сейчас она несет иную смысловую нагрузку, чем должно быть", — отметил эксперт.
Это мнение разделяет координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов, который уверен, что данный механизм не имеет никакого отношения к наведению порядка на дорогах города.
По его данным, в центр Москвы на машинах приезжают только 3% автомобилистов, в то время как в европейских столицах в центральную часть города приезжают гораздо больше автолюбителей, и это не ведет ни к какому транспортному коллапсу. По его мнению, этот факт говорит о том, что для автомобилистов не создано необходимой инфраструктуры в центре Москвы, поэтому платные парковки не смогут решить назревших проблем.
Со своей стороны, член координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев отметил, что упорядочить парковочное пространство в Москве можно только путем строгого контроля за соблюдением правил парковки, а не введение платы.
"Например, можно подумать над тем, чтобы дать возможность людям управлять своими дворами. Например, ночью жильцы могли бы оставлять свои машины во дворах, а днем — сдавать в аренду эти территории тем, кто приехал в центр на работу", — предложил эксперт.
Департамент транспорта Москвы рассчитывает получить более 160 миллионов рублей от организации платных парковок в границах Бульварного кольца до конца 2013 года.
Парковка не всем по карману
При этом некоторые эксперты сходятся во мнении, что стоимость парковки — 50 рублей в час — слишком высокая, и за счет этого часть автомобилистов "отсеется".
"Я думаю, что данная цена по карману не всем, что позволит сделать парковку в центре прерогативой состоятельных людей. Но это для того и делается, чтобы ударить по карману и заставить людей пересесть на общественный транспорт", — считает замглавы аналитического центра "Пробок.нет".
С ним согласен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. "Народ не готов к этому, он считает каждую копейку, поэтому данная сумма является существенной", — сказал Травин.
По мнению члена координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР), столичные чиновники намеренно устанавливали высокий тариф. "Смысл заключался в том, чтобы не сделать парковку комфортной для автомобилистов, а вытеснить их из центра и пересадить на общественный транспорт", — отметил Канаев.
В свою очередь, координатор "Синих ведерок" считает, что москвичи уже привыкли платить много за парковку, поэтому цена для них не будет сдерживающим фактором. "Многие из них и до этого платили за парковочное место 8-10 тысяч рублей в месяц. Поэтому для многих автомобилистов ничего не изменится", — уверен Шкуматов.
Водители будут недовольны
Тем не менее, профессиональное сообщество отмечает, что одна из проблем, которая возникнет на первом этапе, будет связана с психологическим восприятием нововведений. Автоэксперты предупреждают чиновников, что многие автомобилисты не поддержат введение платной парковки в пределах Бульварного кольца, данная мера вызовет у них недовольство.
"Водители будут ставить свои машины во дворах, а жильцы, в свою очередь, будут устанавливать шлагбаумы. Не дадут ставить машину во дворе — будут ломать шлагбаумы, завешивать регистрационные номера", — предположил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.
Со своей стороны, Мухортиков добавил, что платной парковкой также будут недовольны владельцы недвижимости в центре, так как привлекательность центра будет падать. "На мой взгляд, городу необходимо подумать над введением других ограничений на деловую активность в центре. Центр должен быть для гуляния, а не для работы", — сказал он.
Кроме этого, эксперты ожидают повторения проблем с оплатой парковки через мобильные телефоны, которые возникли при запуске пилотного проекта в ноябре прошлого года. Хотя власти заверили, что данные вопрос решен.
"Мы снова столкнемся с тем, что просто-напросто невозможно будет оплатить парковку через мобильный телефон, как это было в пилотной зоне. Что касается паркоматов, то они расположены неудобно и редко", — заключил координатор движения "Синие ведерки" Шкуматов.
При этом руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов ранее заверил, что вся необходимая инфраструктура для введения платной парковки в пределах Бульварного кольца будет готова к 1 июня. Всего в центре будет создано более 8 тысяч машиномест. По данным Ликсутова, проект дает положительные результаты. Так, скорость движения автомобилей в зоне пилотного проекта увеличилась на 6-8% в дневное время, а количество зафиксированных нарушений снизилось на 64%, при этом пиковая заполняемость платных парковок составляет около 60%.