МОСКВА, 4 дек - РИА Новости, Светлана Янкина. Третьяковская галерея (ГТГ) на Крымском валу получит новое здание, после чего музей освободит занимаемые им площади в Центральном доме художника (ЦДХ), сообщила в интервью РИА Новости в пятницу директор ГТГ Ирина Лебедева.
"Это решение было принято во властных структурах, и мы 2 декабря получили зарегистрированное распоряжение правительства РФ номер 1796-р от 28 ноября, до этого мы о нем не знали", - сказала она.
Согласно информации, которая в августе была размещена на сайте столичного стройкомплекса со ссылкой на слова первого заммэра правительства Москвы Владимира Ресина, "после пуска и открытия нового здания ЦДХ будет разобрано, а на его месте построено новое".
По распоряжению правительства РФ, после того, как новое здание для музея будет построено и введено в эксплуатацию, оно в двухмесячный срок должно быть передано в федеральную собственность, после чего 38.826,7 квадратных метров (приблизительно 60% общей площади), которые занимает сейчас в ЦДХ Третьяковская галерея, перейдут в собственность Москвы.
По словам Лебедевой, ситуация, при которой для музея однозначно строится новое здание, в целом позитивна.
"Для нас это очень положительный момент, мы можем планировать нашу жизнь", - сказала она.
Пока ситуация была неопределенной, отметила Лебедева, музей не мог решить, что необходимо делать в помещениях на Крымском валу - то ли затевать серьезное техническое переоснащение, на которое надо "немалые суммы" запрашивать у федерального правительства, то ли поддерживать текущее состояние.
"Строительство все-таки будет - не сегодня, не завтра, но будет, что подтверждает нынешнее распоряжение. Значит, мы должны вкладывать деньги в текущий ремонт и замену технических средств и не обращаться в правительство за очень большой суммой, которая необходима для серьезной модернизации здания", - пояснила директор Третьяковской галереи.
Однако в настоящее время ничего нельзя сказать ни о сроках строительства, ни о том, кто его будет финансировать.
"Я полагаю, что это по-прежнему будет инвестпроект, никто не менял концепцию", - сказала Лебедева. Таким образом, строительство музейного здания будет идти за счет частных инвестиций, а не федеральных или же городских средств. Однако, по словам директора Третьяковки, инвестора еще предстоит выбрать на конкурсной основе, и только за этим может последовать архитектурный конкурс.
Проект реализуется в рамках комплексного освоения правительством Москвы территории вблизи Крымского вала. Планировочное решение территории было представлено на общественных слушаниях в феврале 2009 года: помимо новых зданий для Третьяковской галереи и Международной конфедерации союзов художников, которая занимает 40% площадей ЦДХ, на плане были обозначены инвестиционные объекты, реорганизация парковой зоны и устройство под зданиями подземных паркингов.
В феврале дочь автора проекта ЦДХ просила признать здание памятником архитектуры >>
При этом, согласно проекту планировки территории, ЦДХ и ГТГ строятся в непосредственной близости к Садовому кольцу, образуя подобие буквы "Г": Дом художника стоит перпендикулярно трассе, а музей - параллельно. Такое решение было раскритиковано Третьяковской галереей, а в соответствии с формальной процедурой все замечания необходимо учесть и предложить обновленный проект, доработанный в соответствии с критическими замечаниями. .
Однако, как сказала Лебедева, с тех пор "план больше не обсуждался".
Вместе с тем, в правительственном документе значится, что столичные власти должны согласовывать с Минкультуры и Третьяковской галереей не только архитектурно-планировочное решение нового здания, но и проект планировки территории.
"Это важная и принципиальная вещь, и меня радует этот пункт в распоряжении", - сказала собеседница агентства.
Директор Третьяковской галереи предположила, что конкретные встречи и переговоры по этому вопросу начнутся не раньше начала следующего года.
"Думаю, в начале года пройдут какие-то совещания, и наверное станет понятно, куда же мы движемся", - заключила она.
Между тем соседка Третьяковской галереи по ЦДХ, Международная конфедерация союзов художников, которая одновременно с музеем готовила техническое задание на новое здание, пока еще никаких распоряжений не получала.
"Мы пока не получали схожего по смыслу распоряжения, а в том, которое было направлено в Третьяковскую галерею, мы не фигурируем", - сказал пресс-секретарь конфедерации Юрий Подпоренко.
Застройка территории на Крымском валу неоднократно становилась поводом для широких дискуссий.
Информация о возможном сносе Центрального дома художников, возведенного Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым в 1962-64 гг., появилась в прессе после того, как компания "Интеко" представила на выставке в Каннах проект комплекса "Апельсин", который разработал прославленный британский архитектор сэр Норман Фостер. Представители российских СМИ, освещавших выставку, а вместе с ними - руководство Третьяковской галереи и Международной конфедерации союзов художников, с удивлением обнаружили, что "Апельсин" должен стоять на месте ЦДХ.
Тогда дирекция музея выступила с критикой проекта Фостера, согласно которому в здании должны были располагаться не только выставочные залы, но еще и торговые помещения, офисы и жилые апартаменты.
Протест вызвало и желание московских властей избавиться от здания ЦДХ, крупнейшей выставочной площадки в центре города. Был создан Общественный совет по культурным центрам, который возглавил директор ЦДХ Василий Бычков. Вошло в него несколько десятков видных деятелей культуры, выступающих против сноса здания на Крымском валу, которое попытались даже, невзирая на довольно унылый внешний вид, объявить памятником архитектуры.
Однако процесс освоения территории шел своим чередом, и в августе 2008 года представители Третьяковки и конфедерации художников разработали для строителей технические задание, предполагавшие, что на Крымском валу должно появиться два новых, отдельно стоящих музейных здания. При этом обе организации выдвигали одно условие: здание ЦДХ может быть освобождено только после того, как новые помещения будут полностью готовы.
Вторая волна дискуссии поднялась после проведения общественных слушаний, в ходе которых был обнародован проект застройки, вызвавший бурный протест жителей окружающих домов и других жителей Москвы. Не понравился план и Третьяковской галерее, внезапно обнаружившей себя в непосредственной близости к Садовому кольцу.
Доработанный проект, впрочем, так и не был представлен. Разговоры о возможном сносе ЦДХ затихли сами собой, тем более, что разразился кризис, и еще в июле 2009 года директор Третьяковки не была уверена, что проект вообще может быть осуществлен.