Главный редактор газеты "Вечерка" (Таджикистан) Гульнора Амиршоева, одна из постоянных участниц Форума евразийских и азиатских медиа, считает, что национальные СМИ не могут быть полностью независимы от политических структур и государства. Такое мнение она высказала в разговоре с корреспондентом РИА Новости.
Для справки: Гульнора Амиршоева работала корреспондентом телерадиокомпании "Мир", газеты "Вечерний Душанбе". Член Союза журналистов РТ и Совета Всемирной Ассоциации русскоязычной прессы от Таджикистана.
– Насколько независимы национальные СМИ Таджикистана от политических и финансовых структур? И как вы считаете, в целом, возможна ли политическая и профессиональная независимость СМИ в условиях экономического кризиса?
- На мой взгляд, национальные СМИ не могут быть полностью независимы от политических структур и государства. СМИ – это одна из составляющих политики самого государства, то есть банальное "СМИ – четвертая власть" говорит само за себя. Медиа или лояльны существующим режимам государства, или находятся в оппозиции.
Тут, конечно, речь больше идет об общественно-политических СМИ. Развлекательным изданиям в этом смысле легче, хотя и они в какой-то степени зависят от позиций власти. И именно в условиях экономического кризиса такая зависимость более ощутима.
Взять хотя бы рекламный рынок – одну из финансовых составляющих СМИ. Большинство бизнесменов лояльны власти, и они никогда не будут сотрудничать со СМИ, не признающими власть.
– Каково в Таджикистане состояние национальных секторов Интернета и роль социальных сетей? Есть ли необходимость регулирования Интернета в целом или медийных проектов, работающих в этом секторе? Возможно ли это в принципе?
- Сегодня Интернет в Таджикистане развивается и в принципе не отстает в этом плане от других стран СНГ. Также набирают обороты социальные сети. Например, по официальным данным, количество зарегистрированных таджикистанцев в популярной сегодня социальной сети Facebook составляет почти 21 000 человек, и это количество растет день за днем. Сегодня Facebook в Таджикистане – не только место для непринужденного общения, но и платформа для активных участников в плане разработки различных стратегий общения с властью и вызова властных деятелей к открытому диалогу - то, что не всегда получается офлайн.
Не думаю, что стоит регулировать Интернет и медийные проекты, работающие в этом секторе, и это в принципе, на мой взгляд, невозможно. Если только прибегать к кардинальным методам – блокировкам сайтов и так далее, что вызовет отторжение и даст негативный эффект.
- Какими медийными платформами вы пользуетесь? С какой целью? И какова эффективность?
- Ранее я работала в газете, принадлежавшей собственнику. В марте 2011-го я стала учредителем собственной новой газеты, и на первых порах было очень тяжело. Но мы сумели занять достойное место на газетном рынке Душанбе. Моим первым шагом в плане выхода издания в Интернет было открытие страницы в сети Facebook, что очень помогло мне в плане раскрутки газеты, ее популяризации и даже в плане накопления контента моего издания. Это хорошая площадка для обсуждения тем и материалов нашей газеты, отклики и предложения поступают регулярно, мы находим новых героев и новые новостные поводы.
- Существует ли цензура в СМИ Таджикистана? И что такое самоцензура – объективное явление или субъективный психологический и исторический феномен "совкового воспитания"?
- Цензуры в СМИ Таджикистана как таковой нет, за исключением острых моментов, связанных с критикой в адрес высшего руководства страны и его клана. Отсюда необходимость в самоцензуре, которая является объективным явлением нашей действительности.
Если говорить о независимости руководителей наших СМИ от политической конъюнктуры - думаю, ее не будет никогда.